«Шрила Гурудев: его личность, умонастроение и наставления». Манас Кришна Прабху. 22 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 156.88M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Манас Кришна Прабху

Шрила Гурудев: его личность,
умонастроение и наставления

(22 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Одну вещь я помню. Насколько он [Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж] был счастлив сюда приехать. В Индии уже можно было видеть, как у него меняется настроение, как он становится радостнее и радостнее, когда приближалась поездка в Россию. Я хотел бы сказать, насколько я благодарен и счастлив быть здесь с вами. Я помню, когда Авадхут Махарадж просил Гурудева, чтобы Гурудев послал преданных сюда на фестиваль, и Гурудев упомянул мое имя. Я хотел приехать, но планы поменялись, и я поехал с Гурудевом в Бангкок. Но когда я выезжал из Индии в этот раз, я вспомнил инструкции Гурудева, как он мне говорил приехать сюда.

#00:02:38#

На самом деле у меня было большое желание быть с Гурудевом, постоянно находиться в его присутствии. Я увидел Гурудева в первый раз, когда он приезжал во время его последнего тура в Австралию в 1999 году, мне было 17 лет. И в соприкосновении с Гурудевом моя жизнь поменялась, развернулась на 180 градусов. У меня просто не находилось других желаний, кроме как быть с этой личностью, быть с ним. В то время я все оставил и переехал жить в храме в Австралии, жил там шесть месяцев, и после шести месяцев я поехал в Индию. В то время это была Картика, вриндаван-парикрама. Мы были очень удачливы, так как Гурудев себя хорошо чувствовал, он поехал с нами во Вриндаван, на Говардхан, и совершал парикраму с преданными.

#00:05:15#

В то время я был молод, и так происходило, как я помню, что австралийский центр в то время нуждался, не хватало денег, не хватало еды, средств на содержание [храма]. Поэтому я хотел спросить у Гурудева, хотел ли бы он, чтобы я вернулся [в Австралию] и смог собирать пожертвования для храма, так как это было в новогодний период, то есть хорошая возможность что-то собрать. У меня в сердце было очень сильное желание остаться и все время быть с Гурудевом, но я чувствовал, что мой долг быть там. И Гурудев сказал: «Да, это будет очень хорошо, если ты поедешь и поможешь своему центру в Австралии». Год спустя я вернулся в Индию, и так случилось, что я каждый год возвращался в Индию и оставался там как минимум на три месяца. И я постоянно ругал себя: «Почему я спросил, почему я спросил разрешения вернуться в Австралию, когда Гурудев мне позволил [остаться рядом с собой]?» Я себя все время ругал, хотел остаться. И каждый раз после этого, когда я возвращался в Индию, у меня было очень много надежд на то, что Гурудев позволит мне остаться вместе с ним.

#00:07:44#

Но, зная сложную ситуацию в Австралии, что там было (действительно, очень маленькое количество преданных, кто мог совершать служение), было сложно, он меня постоянно посылал назад, постоянно возвращал в Австралию. И так получилось, что после последнего приезда сюда [в Россию], когда мы с Гурудевом смогли приехать, где-то после 2007 года мне посчастливилось, и там [в Индии] уже Гурудев сказал, что я могу остаться, и я уже постоянно находился с Гурудевом. Я хочу сказать, что я действительно искренне считаю, что я был очень-очень удачлив, что судьба развернула мою жизнь таким образом, что я повстречал Гурудева, когда мне было 17. Мое соприкосновение с ним было настолько интенсивным и глубоко проникло в мое существование. Я просто почувствовал в глубине своего сердца: «Эта личность может дать тебе все, что ты пожелаешь».

#00:10:18#

Его глубоко проникающий взгляд говорил мне: «Я знаю тебя». И я чувствовал, что Гурудев намного лучше знает меня, чем я сам. Настолько стремительно, глубоко проникающий взгляд он явил. В то время я был на самом деле очень антирелигиозной личностью. Поэтому, когда я первый раз попал в храм, у меня сразу в голову залезли какие-то подозрения и сомнения, я подумал: «Эти Харе Кришна что-то странноватые». Все было очень непривычно. Мы все слышали, что такое действие сукрити и как оно действует в определенный момент. Даже если я что-то не понял с внешней точки зрения, в глубине своего сердца я чувствовал, что все-таки это то место, где я могу получить то, что ищу.

#00:12:18#

Я считаю себя очень успешным, что все-таки у меня было достаточно сукрити следовать своему сердцу, а не следовать двойственности, или дилемме, моего ума. Гурудев — это идеальный, или абсолютный, ачарья, который действительно учит всех своим примером. Гурудев рассказывал очень часто эту историю, когда он пришел в Матх к Гуру Махараджу, и Шрила Шридхар Махарадж задал ему известный вопрос: «Можешь ли ты следовать мне, моим наставлениям, а не своему уму?» И Гурудев говорит: «Я это сделал, я сказал: „Да“». И мы видим, что вся его жизнь с тех пор была посвящена служению его Гуру, Шриле Шридхару Махараджу. Он является живым примером и тем, кто является реальным вдохновителем, вдохновением для нас продолжать продвигаться на этом пути.

#00:14:54#

И до последнего вздоха, до того [момента], как Гурудев покинул нас, покинул эту планету, он показывал нам самого высокого плана самозабвение, когда служение переходит на уровень самозабвения. Несмотря на то, что все доктора отговаривали его, говорили, что это физически невозможный полет будет для него, несмотря на это, Гурудев не мог отказать преданным, которые звали его со всего мира. Он поехал в этот тур в 2007 году. И он сказал: «В этот раз я не еду как проповедник, но я еду как наблюдатель, я еду навещать свою семью и слушать моих близких и возвышенных преданных».

#00:17:23#

Это напоминает нам историю из «Шри Чайтанья-чаритамриты», где Шривас Прабху постоянно приносит огромное количество подношений Махапрабху, и Махапрабху как бы возмущенно спрашивает: «Почему ты Мне так много приносишь подношений? Я же санньяси, Я не могу принимать так много подношений. Ты что, хочешь уничтожить Мою репутацию санньяси, [когда] ты Мне приносишь так много еды?!» Не помню, был это Адвайта Ачарья или Шривас? Это был Адвайта. И Адвайта Ачарья говорит: «Не пытайся меня обмануть, я знаю, кто Ты такой, я знаю Твою личность. В трансцендентной форме [Господа] Джаганнатха Ты принимаешь тысячи подношений каждый день». Таким же образом, мы видим, Гурудев просто вышел, как Господь Джаганнатх, чтобы принять все подношения, которые преданные приготовили для него и хотели предложить. Для того, чтобы соединить и сблизить все ищущие души через это предложение Гурудеву, сблизить все эти души с божественной реальностью.

#00:19:48#

Также стоит помнить, что ни один белый человек с Запада никогда бы не обрел связь со Шрилой Шридхаром Махараджем, кроме как по милости Шрилы Говинды Махараджа. По его милости мы обрели связь со Шрилой Гуру Махараджем. Мы также знаем, когда Гурудев рассказывал эту историю, что огромное количество белых преданных, людей с Запада, явились к нему в Матх, и Шрила Шридхар Махарадж не хотел открывать себя западному миру, а Говинда Махарадж попросил его, он сказал: «Если вы выйдете хотя бы на две минуты и что-то скажете этим людям, я после этого о них позабочусь. Только выйдите и скажите что-либо».

#00:21:47#

Госвами Махарадж упоминает, что на самом деле весь Шри Чайтанья Сарасват Матх — это предложение Шрилы Гурудева лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Преданные, которые [живут и служат] в этих храмах, они также часть подношения Гурудева к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа, который является создателем, Гуру для Гуру. Так как Гурудев был абсолютно прозрачен, до такой чистоты, что все, что приходило в Шри Чайтанья Сарасват Матх, в миссию или к Гурудеву, вплоть до мельчайшей рупии, все, что попадало в его руки, так как он был настолько прозрачен, отдал свое сердце, полностью принадлежал Шриле Шридхару Махараджу, то все это автоматически становилось принадлежностью или частью Шрилы Шридхара Махараджа, это становилось его.

#00:24:54#

Очень сложно было наблюдать последние дни [жизни], когда Гурудев лежал в своей постели в храме [в Колкате] в Индии и практически не вставал, он на самом деле практически не вставал. Он лежал, и это было очень сложно наблюдать. В мои обязанности входило стоять на двери и смотреть, кого запустить внутрь к Гурудеву, кого нет. Если даже кого-то нужно было запустить, то перед этим я должен был зайти, посмотреть, правильный ли это момент или время, может ли преданный зайти и поклониться Гурудеву. В этом заключались мои обязанности. Многие преданные очень хотели попасть к Гурудеву, они ехали к Гурудеву, хотели поклониться ему, увидеть его, получить его даршан, но в этот раз столкнулись со сложностью. Если бы это было два года назад, когда преданные приезжали, и его двери были абсолютно открыты, он всегда всех принимал с теплыми чувствами.

#00:27:29#

Буквально одну-две недели до своего ухода Гурудев практически постоянно лежал. Но были моменты, когда он вставал и садился. И как только он вставал и садился, он сразу же был готов открыть двери и принять преданных. Буквально одну-две недели до его ухода был такой режим. Я запомнил один случай, [который произошел] буквально несколько месяцев назад. Один преданный зашел и хотел задать вопрос Гурудеву, получить какие-то его наставления, и Гурудев ответил: «На данном этапе время вопросов закончено. Сейчас время действий». Он имел в виду: «Я уже дал тебе всё, все ответы. Я всю свою жизнь тебе отдал. Теперь ты должен это понять и начать практиковать это, действовать».

#00:29:47#

Сейчас я слышал, что Шрипад Авадхут Махарадж читал из книги «Амная-таттва». После 2007 года мы поехали в Италию. Я помню, когда мы поехали в Италию, то Гурудев практически не проповедовал, не говорил ничего. Но я помню одно утро, когда Гурудев вышел на улицу, была хорошая погода, сияло солнце, это Гурудева вдохновило, и он начал рассказывать, он дал замечательную лекцию об этой книге. У меня было хорошее переднее сиденье.

#00:31:45#

И он рассказывал, что трансцендентное знание приходит из некоего духовного плана [бытия] сюда, и этот план недоступен для наших чувств. Поток откровений свыше приходит через определенного проводника, как электричество через провод. Амная значит вот это [откровение, нисходящее свыше]. Это было длинная лекция, примерно час. И по окончании этой лекции было заметно, что его внутреннее умонастроение было переполнено переживанием до такой степени, что он не мог скрыть это на внешнем плане, мы замечали его переживания в то время, когда он рассказывал это все. Он был просто переполнен этим внутренним божественным наполнением. И он сказал что-то очень уникальное.

#00:33:50#

Он произнес фразу, которая меня очень сильно тронула. Гурудев сказал: «На самом деле я каждый день молюсь своему Гурудеву, чтобы он позаботился о вас, о всех вас, индивидуально». Причина, по которой мы сейчас здесь находимся, заключена в его любви ко всем преданным и вот в этой сильной молитве, настолько глубокой, пропитанной любовью молитве своему Гуру, чтобы о нас позаботились. Именно поэтому мы сейчас здесь и находимся. Только по его милости, из-за того, что он молился ради нас. Нам дается эта милость.

#00:35:28#

Мы все слышали о высоком уровне любви, которой обладают жители Враджи к Кришне. Настолько высокой, что это делает их объектами поклонения. И мы слышали также об этом из «Чайтанья-чаритамриты», из сумасшедших или абсолютно неординарных рассказов или чувств, которые проявлял Махапрабху. Мы также слышали описания отношений между Всевышним, в этом случае Махапрабху, и Его преданными, их взаимоотношения. Мы слышали, что эта аватара пришла сюда без оружия, в то время как у Кришны много оружия, чтобы сражаться со всеми. Но единственное оружие Махапрабху — это его любовь, према.

#00:37:26#

Но нас там не было, поэтому мы не можем пережить, увидеть и почувствовать то, как происходили их взаимоотношения. Но через жертву нашего духовного учителя, смотря на него и на то, как он пожертвовал собой, мы можем иметь некую идею о том мире, о тех взаимоотношениях, о том, что там творится, происходит. Мы слышим об этом от Госвами Махараджа. Он рассказывает, что Гуру Махарадж и Гурудев дошли до такого уровня [духовной] близости и интимных отношений, что это стирало границу между учеником и учителем, это просто перерастало в тесную интимную дружбу.

#00:39:51#

Гурудев взял нас под свое крыло и разделял любовь со всеми так называемыми птенцами. Жалко, что Виджай Раман [Прабху] сейчас ушел, я вспомнил одну историю. Но я, так или иначе, вам расскажу, чтобы это послужило примером. Каждый раз, когда Гурудев возвращался в Навадвипу, было очень страшно смотреть на него, в каком состоянии здоровья он возвращался в Навадвипу. Это было очень страшно наблюдать.

#00:41:53#

Иногда он говорил [определенные сокровенные] вещи нам, и они просто «замораживали» [нас] на мгновение, мы не понимали. И четко было видно, что он находится сейчас на абсолютно другом плане бытия, а мы не могли понять, что он говорит. Иногда он настолько далеко улетал, что оглядывался и спрашивал: «А где мы сейчас, где я нахожусь сейчас?» И это продолжалось уже некое длительное время. И не важно, в каком состоянии здоровья он находился; как только ему сообщали, что Авадхут Махарадж и Виджай Раман приехали, сразу же можно было видеть, как на глазах он переполнялся [чувствами], его здоровье улучшалось, и это было видно. Мне посчастливилось увидеть это своими глазами, когда последний раз Виджай Раман приехал в Индию, спустя уже какое-то время его отсутствия.

#00:44:14#

И когда они приехали в последний раз, Авадхут Махарадж с Виджаем Раманом Прабху, Гурудев уже лежал, не вставал с постели последние десять часов, но, как только они зашли, он даже поднялся, сел, включил свет, начал очень радостно с ними общаться, они обменивались шутками. Гурудев был очень радостным, очень приветливым. Авадхут Махарадж постоянно превозносил Виджая Рамана Прабху. Виджай Раман разговаривал с Гурудевом через Авадхута Махараджа, они так общались. И Гурудев позвал Виджая Рамана очень близко к себе. У Гурудева была одна очень любимая ушанка. Он взял ее и просто вот так натянул ее на голову Виджая Рамана. Виджай Раман [был] в небольшом шоке, не понимал, что произошло.

#00:47:11#

В какое-то мгновение он понял, что произошло, и пребывал в некотором шоке. После этого они посмеялись и начались шутки, они шутили. И так продолжалось несколько минут, и мы подумали, что Гурудев отдал в подарок Виджаю Раману эту шапку. И вдруг через пару секунд Гурудев наклонился и резко сорвал шапку с его головы. И говорит: «Это моя шапка!» [Смеются.] Это было настолько комично, что мы просто попадали, мы очень долго смеялись, это было настолько смешно. То, как он натянул эту шапку Виджаю Раману [на голову]: все подумали, даже Виджай Раман, что это подарок, и вдруг такой сюрприз.

#00:49:31#

Будучи в некой физической близости с Гурудевом, иногда можно было заметить моменты, когда Гурудев, как профессиональный скульптор, «вырисовывал», «вытесывал» своих преданных. Иногда в очень счастливом умонастроении, но иногда в очень болезненной форме. Мы знаем эту историю, когда один царь искал льстеца. Он просто искал человека, который соглашался бы с ним в любое время, всегда соглашался бы с его мнением. Многие пришли и подали заявки. Постоянно один за другим они проходили экзамены царя. Царь говорил: «Мне кажется, это хорошая идея». И человек соглашался: «Да, мне тоже кажется, что это хорошая идея». «На самом деле, — говорил царь, — это очень плохая идея». А тот возражал: «Нет, это была неплохая идея». Таким образом они все проваливали этот тест.

#00:52:00#

Последний кандидат, который остался, ему царь говорит: «Я думаю, ты подходишь, ты сможешь справиться с задачей». Он говорит: «Да, я думаю, что смогу». «Нет, я все-таки думаю, что ты не сможешь справиться». И он говорит: «Ну да, вы правы, на самом деле я не смогу справиться». «Нет, я думаю, ты сможешь справиться». «Ну да, я смогу». И таким образом царь понял, что он действительно поддакивал на все, что он ему говорит, и так он нашел его. И мы видим, что Гурудев тренировал своих последователей таким образом. Он тренировал своих последователей таким образом: тому, что он [ученик, последователь] готов был сделать для своего Гуру, готов следовать наставлениям Гуру, а не своему уму. Если он в какой-то момент хочет отдать свою ушанку, а потом резко ее забрать, что, мы будем кричать: «Нет, ты дал мне ее как подарок. Почему ты забираешь?»

#00:53:55#

Я помню, [за] две недели до ухода Гурудева одна преданная, Пандита [Диди], приехала из Англии. Гурудев настолько был счастлив ее видеть, что начал петь разные шлоки из шастр, из священных писаний, которые были связаны с этим именем — Пандита.

#00:54:33#

[санскрит]

Вот эту строку он повторял несколько раз. [Санскрит.] И он повторял это раз за разом, как будто вкушал вкус [ее] значения. И когда он начал общаться с Пандитой, он не объяснял ей значения шлоки, которую он повторял.

#00:56:13#

В этом и эксклюзивность нашего Гурудева. Не важно, какая ситуация приходит, что бы ни возникло, он всегда «достает» шлоку или писание, он, как композитор, со всех разных писаний вытягивает это все, и это концентрируется в нем. Мы не знали, что это значит, но потом поинтересовались, откуда же Гурудев читает эту шлоку. Оказалось, [что это] откуда-то из «Радхаштаки», книги, написанной Бхактивинодом Тхакуром. Значение, которое мы прочитали, было настолько глубоким, что я даже не могу себе представить, и ты не можешь себе этого представить. Мы знаем, Бхактивинод Тхакур — большой профессор. В этой шлоке мы чувствуем и слышим, мы видим, как он восхваляет, преклоняется перед Шримати Радхарани. Всеми Своими качествами Она очаровывает верховную личность Бога, удовлетворяя полностью Его. Настолько [это] возвышенно! Таким образом, Пандита. Также, чтобы прославить ее, он прочитал последний стих «Шикшаштакам»:

#00:58:50#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м…[1]

Он собрал, сконцентрировал понятия, что были в этих шлоках. Некоторое время спустя, мы смотрим назад и видим, что Гурудев каждому из преданных индивидуально давал такой подарок, он подготавливал нас к тому, что он скоро уйдет. Гурудев рассказывал в последний раз, объясняя этот стих «Шикшаштакам»: «Господь, Ты можешь меня обнять, можешь меня выгнать, можешь меня затоптать просто. Ты можешь делать со мной все, что хочешь, но Ты все равно останешься моим Господом».

#01:01:53#

В этот день, когда Пандита пришла и он вспоминал все эти шлоки и «Шикшаштакам», я почувствовал, что это некая концентрация всех идей. Он как бы указал: «Это мое последнее наставление тебе. Насколько ты готов отдать свое сердце мне?»

#01:04:04#

Эта концентрация того понимания: «Господь, Ты можешь меня обнять, можешь меня игнорировать. Не важно, как [Ты к нам относишься], мы все равно будем Твои». В последних наставлениях Гурудев нас подготавливал, давал те последние наставления такого уровня. Мы видим, что на самом деле близких приближенных Гурудев в последние дни иногда учил очень тяжело, он ругал их. Если бы вы услышали, вы бы не захотели находиться в той комнате, насколько интенсивно это происходило. Иногда одним взглядом он мог испепелить человека. И вдруг в следующий момент — его абсолютно открытые руки, готовые к объятию. Если кто-то знает Накула [Прабху], один момент произошел с ним. Когда кипяток выливаешь на человека, тот покрывается волдырями, — настолько жестко он его учил.

#01:06:23#

Можно сказать, что интенсивность наставлений, того, что Гурудев делал с ним, была такова, как будто бы кипятком поливаешь человека, и тот покрывается волдырями, настолько это было невесело. Мы все знаем историю, когда Шрила Шридхар Махарадж побил Говинду Махараджа обеими руками. И когда Шрила Шридхар Махарадж бил Говинду Махараджа, Шрила Шридхар Махарадж видел, что Говинда Махарадж приближался к нему все ближе и ближе. И Гуру Махарадж разъярился: «Почему ты приближаешься ко мне, я же тебя бью?» И Гурудев ответил: «Я вижу, что вы не умеете правильно бить, поэтому я приближаюсь и пытаюсь встать в удобное положение, чтобы вы смогли побить меня». Накул испытал что-то похожее на это. Но в этом случае, к радости, Гурудев умеет правильно бить. [Смеется.]

#01:08:33#

И очень необычным образом, буквально [через] тридцать секунд или минуту спустя, как он «побил» этого преданного очень сильно, у него все поменялось и как будто бы ничего не происходило, Гурудев полностью поменял свое умонастроение. Через пять минут Накул посмотрел на Гурудева и сказал: «Гурудев, вам принести яблочного сока?» Гурудев не мог [больше] удержать своей злости, он посмотрел на Накулу таким [прощающим] взглядом и сказал: «Полстакана». И после этого он абсолютно все забыл, все ушло. Такого типа тренировка. Такого уровня личностью является Гурудев. Мы можем всю ночь говорить о трансцендентных качествах Гурудева, но некоторые из преданных, может быть, хотят принять прасад. Я слышу, как живот Макханчора [Прабху] уже начинает «говорить».

Джай Ом Вишнупад Джагад-гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай его преемник Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Кришна Бхакта Дас
Транскрипцию выполнил
: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  А̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м, адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄ / йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о, мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва на̄парах̣ — Шри Чайтанья Махапрабху провозглашает: «Кришна может обнять Меня с любовью, а может просто оттолкнуть. Он может разбить Мое сердце, не показываясь передо Мной. Он волен делать все, что захочет. Все равно Он вечно будет единственным Господом всей Моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).




←  Книжная ярмарка в Москве ·• Архив новостей •· Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 августа 2010 года. Сочи  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 191.6 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Манас Кришна Прабху

Шрила Гурудев: его личность,
умонастроение и наставления

(22 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Одну вещь я помню. Насколько он [Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж] был счастлив сюда приехать. В Индии уже можно было видеть, как у него меняется настроение, как он становится радостнее и радостнее, когда приближалась поездка в Россию. Я хотел бы сказать, насколько я благодарен и счастлив быть здесь с вами. Я помню, когда Авадхут Махарадж просил Гурудева, чтобы Гурудев послал преданных сюда на фестиваль, и Гурудев упомянул мое имя. Я хотел приехать, но планы поменялись, и я поехал с Гурудевом в Бангкок. Но когда я выезжал из Индии в этот раз, я вспомнил инструкции Гурудева, как он мне говорил приехать сюда.

#00:02:38#

На самом деле у меня было большое желание быть с Гурудевом, постоянно находиться в его присутствии. Я увидел Гурудева в первый раз, когда он приезжал во время его последнего тура в Австралию в 1999 году, мне было 17 лет. И в соприкосновении с Гурудевом моя жизнь поменялась, развернулась на 180 градусов. У меня просто не находилось других желаний, кроме как быть с этой личностью, быть с ним. В то время я все оставил и переехал жить в храме в Австралии, жил там шесть месяцев, и после шести месяцев я поехал в Индию. В то время это была Картика, вриндаван-парикрама. Мы были очень удачливы, так как Гурудев себя хорошо чувствовал, он поехал с нами во Вриндаван, на Говардхан, и совершал парикраму с преданными.

#00:05:15#

В то время я был молод, и так происходило, как я помню, что австралийский центр в то время нуждался, не хватало денег, не хватало еды, средств на содержание [храма]. Поэтому я хотел спросить у Гурудева, хотел ли бы он, чтобы я вернулся [в Австралию] и смог собирать пожертвования для храма, так как это было в новогодний период, то есть хорошая возможность что-то собрать. У меня в сердце было очень сильное желание остаться и все время быть с Гурудевом, но я чувствовал, что мой долг быть там. И Гурудев сказал: «Да, это будет очень хорошо, если ты поедешь и поможешь своему центру в Австралии». Год спустя я вернулся в Индию, и так случилось, что я каждый год возвращался в Индию и оставался там как минимум на три месяца. И я постоянно ругал себя: «Почему я спросил, почему я спросил разрешения вернуться в Австралию, когда Гурудев мне позволил [остаться рядом с собой]?» Я себя все время ругал, хотел остаться. И каждый раз после этого, когда я возвращался в Индию, у меня было очень много надежд на то, что Гурудев позволит мне остаться вместе с ним.

#00:07:44#

Но, зная сложную ситуацию в Австралии, что там было (действительно, очень маленькое количество преданных, кто мог совершать служение), было сложно, он меня постоянно посылал назад, постоянно возвращал в Австралию. И так получилось, что после последнего приезда сюда [в Россию], когда мы с Гурудевом смогли приехать, где-то после 2007 года мне посчастливилось, и там [в Индии] уже Гурудев сказал, что я могу остаться, и я уже постоянно находился с Гурудевом. Я хочу сказать, что я действительно искренне считаю, что я был очень-очень удачлив, что судьба развернула мою жизнь таким образом, что я повстречал Гурудева, когда мне было 17. Мое соприкосновение с ним было настолько интенсивным и глубоко проникло в мое существование. Я просто почувствовал в глубине своего сердца: «Эта личность может дать тебе все, что ты пожелаешь».

#00:10:18#

Его глубоко проникающий взгляд говорил мне: «Я знаю тебя». И я чувствовал, что Гурудев намного лучше знает меня, чем я сам. Настолько стремительно, глубоко проникающий взгляд он явил. В то время я был на самом деле очень антирелигиозной личностью. Поэтому, когда я первый раз попал в храм, у меня сразу в голову залезли какие-то подозрения и сомнения, я подумал: «Эти Харе Кришна что-то странноватые». Все было очень непривычно. Мы все слышали, что такое действие сукрити и как оно действует в определенный момент. Даже если я что-то не понял с внешней точки зрения, в глубине своего сердца я чувствовал, что все-таки это то место, где я могу получить то, что ищу.

#00:12:18#

Я считаю себя очень успешным, что все-таки у меня было достаточно сукрити следовать своему сердцу, а не следовать двойственности, или дилемме, моего ума. Гурудев — это идеальный, или абсолютный, ачарья, который действительно учит всех своим примером. Гурудев рассказывал очень часто эту историю, когда он пришел в Матх к Гуру Махараджу, и Шрила Шридхар Махарадж задал ему известный вопрос: «Можешь ли ты следовать мне, моим наставлениям, а не своему уму?» И Гурудев говорит: «Я это сделал, я сказал: „Да“». И мы видим, что вся его жизнь с тех пор была посвящена служению его Гуру, Шриле Шридхару Махараджу. Он является живым примером и тем, кто является реальным вдохновителем, вдохновением для нас продолжать продвигаться на этом пути.

#00:14:54#

И до последнего вздоха, до того [момента], как Гурудев покинул нас, покинул эту планету, он показывал нам самого высокого плана самозабвение, когда служение переходит на уровень самозабвения. Несмотря на то, что все доктора отговаривали его, говорили, что это физически невозможный полет будет для него, несмотря на это, Гурудев не мог отказать преданным, которые звали его со всего мира. Он поехал в этот тур в 2007 году. И он сказал: «В этот раз я не еду как проповедник, но я еду как наблюдатель, я еду навещать свою семью и слушать моих близких и возвышенных преданных».

#00:17:23#

Это напоминает нам историю из «Шри Чайтанья-чаритамриты», где Шривас Прабху постоянно приносит огромное количество подношений Махапрабху, и Махапрабху как бы возмущенно спрашивает: «Почему ты Мне так много приносишь подношений? Я же санньяси, Я не могу принимать так много подношений. Ты что, хочешь уничтожить Мою репутацию санньяси, [когда] ты Мне приносишь так много еды?!» Не помню, был это Адвайта Ачарья или Шривас? Это был Адвайта. И Адвайта Ачарья говорит: «Не пытайся меня обмануть, я знаю, кто Ты такой, я знаю Твою личность. В трансцендентной форме [Господа] Джаганнатха Ты принимаешь тысячи подношений каждый день». Таким же образом, мы видим, Гурудев просто вышел, как Господь Джаганнатх, чтобы принять все подношения, которые преданные приготовили для него и хотели предложить. Для того, чтобы соединить и сблизить все ищущие души через это предложение Гурудеву, сблизить все эти души с божественной реальностью.

#00:19:48#

Также стоит помнить, что ни один белый человек с Запада никогда бы не обрел связь со Шрилой Шридхаром Махараджем, кроме как по милости Шрилы Говинды Махараджа. По его милости мы обрели связь со Шрилой Гуру Махараджем. Мы также знаем, когда Гурудев рассказывал эту историю, что огромное количество белых преданных, людей с Запада, явились к нему в Матх, и Шрила Шридхар Махарадж не хотел открывать себя западному миру, а Говинда Махарадж попросил его, он сказал: «Если вы выйдете хотя бы на две минуты и что-то скажете этим людям, я после этого о них позабочусь. Только выйдите и скажите что-либо».

#00:21:47#

Госвами Махарадж упоминает, что на самом деле весь Шри Чайтанья Сарасват Матх — это предложение Шрилы Гурудева лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Преданные, которые [живут и служат] в этих храмах, они также часть подношения Гурудева к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа, который является создателем, Гуру для Гуру. Так как Гурудев был абсолютно прозрачен, до такой чистоты, что все, что приходило в Шри Чайтанья Сарасват Матх, в миссию или к Гурудеву, вплоть до мельчайшей рупии, все, что попадало в его руки, так как он был настолько прозрачен, отдал свое сердце, полностью принадлежал Шриле Шридхару Махараджу, то все это автоматически становилось принадлежностью или частью Шрилы Шридхара Махараджа, это становилось его.

#00:24:54#

Очень сложно было наблюдать последние дни [жизни], когда Гурудев лежал в своей постели в храме [в Колкате] в Индии и практически не вставал, он на самом деле практически не вставал. Он лежал, и это было очень сложно наблюдать. В мои обязанности входило стоять на двери и смотреть, кого запустить внутрь к Гурудеву, кого нет. Если даже кого-то нужно было запустить, то перед этим я должен был зайти, посмотреть, правильный ли это момент или время, может ли преданный зайти и поклониться Гурудеву. В этом заключались мои обязанности. Многие преданные очень хотели попасть к Гурудеву, они ехали к Гурудеву, хотели поклониться ему, увидеть его, получить его даршан, но в этот раз столкнулись со сложностью. Если бы это было два года назад, когда преданные приезжали, и его двери были абсолютно открыты, он всегда всех принимал с теплыми чувствами.

#00:27:29#

Буквально одну-две недели до своего ухода Гурудев практически постоянно лежал. Но были моменты, когда он вставал и садился. И как только он вставал и садился, он сразу же был готов открыть двери и принять преданных. Буквально одну-две недели до его ухода был такой режим. Я запомнил один случай, [который произошел] буквально несколько месяцев назад. Один преданный зашел и хотел задать вопрос Гурудеву, получить какие-то его наставления, и Гурудев ответил: «На данном этапе время вопросов закончено. Сейчас время действий». Он имел в виду: «Я уже дал тебе всё, все ответы. Я всю свою жизнь тебе отдал. Теперь ты должен это понять и начать практиковать это, действовать».

#00:29:47#

Сейчас я слышал, что Шрипад Авадхут Махарадж читал из книги «Амная-таттва». После 2007 года мы поехали в Италию. Я помню, когда мы поехали в Италию, то Гурудев практически не проповедовал, не говорил ничего. Но я помню одно утро, когда Гурудев вышел на улицу, была хорошая погода, сияло солнце, это Гурудева вдохновило, и он начал рассказывать, он дал замечательную лекцию об этой книге. У меня было хорошее переднее сиденье.

#00:31:45#

И он рассказывал, что трансцендентное знание приходит из некоего духовного плана [бытия] сюда, и этот план недоступен для наших чувств. Поток откровений свыше приходит через определенного проводника, как электричество через провод. Амная значит вот это [откровение, нисходящее свыше]. Это было длинная лекция, примерно час. И по окончании этой лекции было заметно, что его внутреннее умонастроение было переполнено переживанием до такой степени, что он не мог скрыть это на внешнем плане, мы замечали его переживания в то время, когда он рассказывал это все. Он был просто переполнен этим внутренним божественным наполнением. И он сказал что-то очень уникальное.

#00:33:50#

Он произнес фразу, которая меня очень сильно тронула. Гурудев сказал: «На самом деле я каждый день молюсь своему Гурудеву, чтобы он позаботился о вас, о всех вас, индивидуально». Причина, по которой мы сейчас здесь находимся, заключена в его любви ко всем преданным и вот в этой сильной молитве, настолько глубокой, пропитанной любовью молитве своему Гуру, чтобы о нас позаботились. Именно поэтому мы сейчас здесь и находимся. Только по его милости, из-за того, что он молился ради нас. Нам дается эта милость.

#00:35:28#

Мы все слышали о высоком уровне любви, которой обладают жители Враджи к Кришне. Настолько высокой, что это делает их объектами поклонения. И мы слышали также об этом из «Чайтанья-чаритамриты», из сумасшедших или абсолютно неординарных рассказов или чувств, которые проявлял Махапрабху. Мы также слышали описания отношений между Всевышним, в этом случае Махапрабху, и Его преданными, их взаимоотношения. Мы слышали, что эта аватара пришла сюда без оружия, в то время как у Кришны много оружия, чтобы сражаться со всеми. Но единственное оружие Махапрабху — это его любовь, према.

#00:37:26#

Но нас там не было, поэтому мы не можем пережить, увидеть и почувствовать то, как происходили их взаимоотношения. Но через жертву нашего духовного учителя, смотря на него и на то, как он пожертвовал собой, мы можем иметь некую идею о том мире, о тех взаимоотношениях, о том, что там творится, происходит. Мы слышим об этом от Госвами Махараджа. Он рассказывает, что Гуру Махарадж и Гурудев дошли до такого уровня [духовной] близости и интимных отношений, что это стирало границу между учеником и учителем, это просто перерастало в тесную интимную дружбу.

#00:39:51#

Гурудев взял нас под свое крыло и разделял любовь со всеми так называемыми птенцами. Жалко, что Виджай Раман [Прабху] сейчас ушел, я вспомнил одну историю. Но я, так или иначе, вам расскажу, чтобы это послужило примером. Каждый раз, когда Гурудев возвращался в Навадвипу, было очень страшно смотреть на него, в каком состоянии здоровья он возвращался в Навадвипу. Это было очень страшно наблюдать.

#00:41:53#

Иногда он говорил [определенные сокровенные] вещи нам, и они просто «замораживали» [нас] на мгновение, мы не понимали. И четко было видно, что он находится сейчас на абсолютно другом плане бытия, а мы не могли понять, что он говорит. Иногда он настолько далеко улетал, что оглядывался и спрашивал: «А где мы сейчас, где я нахожусь сейчас?» И это продолжалось уже некое длительное время. И не важно, в каком состоянии здоровья он находился; как только ему сообщали, что Авадхут Махарадж и Виджай Раман приехали, сразу же можно было видеть, как на глазах он переполнялся [чувствами], его здоровье улучшалось, и это было видно. Мне посчастливилось увидеть это своими глазами, когда последний раз Виджай Раман приехал в Индию, спустя уже какое-то время его отсутствия.

#00:44:14#

И когда они приехали в последний раз, Авадхут Махарадж с Виджаем Раманом Прабху, Гурудев уже лежал, не вставал с постели последние десять часов, но, как только они зашли, он даже поднялся, сел, включил свет, начал очень радостно с ними общаться, они обменивались шутками. Гурудев был очень радостным, очень приветливым. Авадхут Махарадж постоянно превозносил Виджая Рамана Прабху. Виджай Раман разговаривал с Гурудевом через Авадхута Махараджа, они так общались. И Гурудев позвал Виджая Рамана очень близко к себе. У Гурудева была одна очень любимая ушанка. Он взял ее и просто вот так натянул ее на голову Виджая Рамана. Виджай Раман [был] в небольшом шоке, не понимал, что произошло.

#00:47:11#

В какое-то мгновение он понял, что произошло, и пребывал в некотором шоке. После этого они посмеялись и начались шутки, они шутили. И так продолжалось несколько минут, и мы подумали, что Гурудев отдал в подарок Виджаю Раману эту шапку. И вдруг через пару секунд Гурудев наклонился и резко сорвал шапку с его головы. И говорит: «Это моя шапка!» [Смеются.] Это было настолько комично, что мы просто попадали, мы очень долго смеялись, это было настолько смешно. То, как он натянул эту шапку Виджаю Раману [на голову]: все подумали, даже Виджай Раман, что это подарок, и вдруг такой сюрприз.

#00:49:31#

Будучи в некой физической близости с Гурудевом, иногда можно было заметить моменты, когда Гурудев, как профессиональный скульптор, «вырисовывал», «вытесывал» своих преданных. Иногда в очень счастливом умонастроении, но иногда в очень болезненной форме. Мы знаем эту историю, когда один царь искал льстеца. Он просто искал человека, который соглашался бы с ним в любое время, всегда соглашался бы с его мнением. Многие пришли и подали заявки. Постоянно один за другим они проходили экзамены царя. Царь говорил: «Мне кажется, это хорошая идея». И человек соглашался: «Да, мне тоже кажется, что это хорошая идея». «На самом деле, — говорил царь, — это очень плохая идея». А тот возражал: «Нет, это была неплохая идея». Таким образом они все проваливали этот тест.

#00:52:00#

Последний кандидат, который остался, ему царь говорит: «Я думаю, ты подходишь, ты сможешь справиться с задачей». Он говорит: «Да, я думаю, что смогу». «Нет, я все-таки думаю, что ты не сможешь справиться». И он говорит: «Ну да, вы правы, на самом деле я не смогу справиться». «Нет, я думаю, ты сможешь справиться». «Ну да, я смогу». И таким образом царь понял, что он действительно поддакивал на все, что он ему говорит, и так он нашел его. И мы видим, что Гурудев тренировал своих последователей таким образом. Он тренировал своих последователей таким образом: тому, что он [ученик, последователь] готов был сделать для своего Гуру, готов следовать наставлениям Гуру, а не своему уму. Если он в какой-то момент хочет отдать свою ушанку, а потом резко ее забрать, что, мы будем кричать: «Нет, ты дал мне ее как подарок. Почему ты забираешь?»

#00:53:55#

Я помню, [за] две недели до ухода Гурудева одна преданная, Пандита [Диди], приехала из Англии. Гурудев настолько был счастлив ее видеть, что начал петь разные шлоки из шастр, из священных писаний, которые были связаны с этим именем — Пандита.

#00:54:33#

[санскрит]

Вот эту строку он повторял несколько раз. [Санскрит.] И он повторял это раз за разом, как будто вкушал вкус [ее] значения. И когда он начал общаться с Пандитой, он не объяснял ей значения шлоки, которую он повторял.

#00:56:13#

В этом и эксклюзивность нашего Гурудева. Не важно, какая ситуация приходит, что бы ни возникло, он всегда «достает» шлоку или писание, он, как композитор, со всех разных писаний вытягивает это все, и это концентрируется в нем. Мы не знали, что это значит, но потом поинтересовались, откуда же Гурудев читает эту шлоку. Оказалось, [что это] откуда-то из «Радхаштаки», книги, написанной Бхактивинодом Тхакуром. Значение, которое мы прочитали, было настолько глубоким, что я даже не могу себе представить, и ты не можешь себе этого представить. Мы знаем, Бхактивинод Тхакур — большой профессор. В этой шлоке мы чувствуем и слышим, мы видим, как он восхваляет, преклоняется перед Шримати Радхарани. Всеми Своими качествами Она очаровывает верховную личность Бога, удовлетворяя полностью Его. Настолько [это] возвышенно! Таким образом, Пандита. Также, чтобы прославить ее, он прочитал последний стих «Шикшаштакам»:

#00:58:50#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м…[1]

Он собрал, сконцентрировал понятия, что были в этих шлоках. Некоторое время спустя, мы смотрим назад и видим, что Гурудев каждому из преданных индивидуально давал такой подарок, он подготавливал нас к тому, что он скоро уйдет. Гурудев рассказывал в последний раз, объясняя этот стих «Шикшаштакам»: «Господь, Ты можешь меня обнять, можешь меня выгнать, можешь меня затоптать просто. Ты можешь делать со мной все, что хочешь, но Ты все равно останешься моим Господом».

#01:01:53#

В этот день, когда Пандита пришла и он вспоминал все эти шлоки и «Шикшаштакам», я почувствовал, что это некая концентрация всех идей. Он как бы указал: «Это мое последнее наставление тебе. Насколько ты готов отдать свое сердце мне?»

#01:04:04#

Эта концентрация того понимания: «Господь, Ты можешь меня обнять, можешь меня игнорировать. Не важно, как [Ты к нам относишься], мы все равно будем Твои». В последних наставлениях Гурудев нас подготавливал, давал те последние наставления такого уровня. Мы видим, что на самом деле близких приближенных Гурудев в последние дни иногда учил очень тяжело, он ругал их. Если бы вы услышали, вы бы не захотели находиться в той комнате, насколько интенсивно это происходило. Иногда одним взглядом он мог испепелить человека. И вдруг в следующий момент — его абсолютно открытые руки, готовые к объятию. Если кто-то знает Накула [Прабху], один момент произошел с ним. Когда кипяток выливаешь на человека, тот покрывается волдырями, — настолько жестко он его учил.

#01:06:23#

Можно сказать, что интенсивность наставлений, того, что Гурудев делал с ним, была такова, как будто бы кипятком поливаешь человека, и тот покрывается волдырями, настолько это было невесело. Мы все знаем историю, когда Шрила Шридхар Махарадж побил Говинду Махараджа обеими руками. И когда Шрила Шридхар Махарадж бил Говинду Махараджа, Шрила Шридхар Махарадж видел, что Говинда Махарадж приближался к нему все ближе и ближе. И Гуру Махарадж разъярился: «Почему ты приближаешься ко мне, я же тебя бью?» И Гурудев ответил: «Я вижу, что вы не умеете правильно бить, поэтому я приближаюсь и пытаюсь встать в удобное положение, чтобы вы смогли побить меня». Накул испытал что-то похожее на это. Но в этом случае, к радости, Гурудев умеет правильно бить. [Смеется.]

#01:08:33#

И очень необычным образом, буквально [через] тридцать секунд или минуту спустя, как он «побил» этого преданного очень сильно, у него все поменялось и как будто бы ничего не происходило, Гурудев полностью поменял свое умонастроение. Через пять минут Накул посмотрел на Гурудева и сказал: «Гурудев, вам принести яблочного сока?» Гурудев не мог [больше] удержать своей злости, он посмотрел на Накулу таким [прощающим] взглядом и сказал: «Полстакана». И после этого он абсолютно все забыл, все ушло. Такого типа тренировка. Такого уровня личностью является Гурудев. Мы можем всю ночь говорить о трансцендентных качествах Гурудева, но некоторые из преданных, может быть, хотят принять прасад. Я слышу, как живот Макханчора [Прабху] уже начинает «говорить».

Джай Ом Вишнупад Джагад-гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай его преемник Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Кришна Бхакта Дас
Транскрипцию выполнил
: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] А̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м, адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄ / йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о, мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва на̄парах̣ — Шри Чайтанья Махапрабху провозглашает: «Кришна может обнять Меня с любовью, а может просто оттолкнуть. Он может разбить Мое сердце, не показываясь передо Мной. Он волен делать все, что захочет. Все равно Он вечно будет единственным Господом всей Моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования