«Грихастха-ашрам и положение женщины». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 февраля 2010 года. Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 5.54M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Грихастха-ашрам и положение женщины

(8 февраля 2010 года, Санкт-Петербург)

 

#00:00:10#

То, что я слышал от Шрилы Гуру Махараджа — это, что мы стараемся сосредоточиться на идеальном мире, то есть мире Радхи и Кришны и Их вечных спутников, спутниц. Этот же мир, где так или иначе вы вынуждены снова и снова рождаться и умирать, где каждый раз у вас появляются новые мамы, папы, родственники, несущественен, на нем не следует сосредотачиваться. Поэтому на самом деле мы пытаемся перенаправить свое внимание с мирских отношений на духовные. 

#00:01:20#

Гуру Махарадж говорил, что этот мир — мир эксплуатации. Выше него — мир отречения, а еще выше — мир преданности. Сейчас, в нашем нынешнем состоянии, мы пытаемся так или иначе обрести положение, которое позволило бы нам развить свою преданность в максимальной степени. 

#00:02:08#

Когда некто стремится стать служителем, то на протяжении своей духовной жизни, на различных ее этапах, он может рассматривать разные ашрамы как наиболее благоприятные конкретно для него или для нее в этих обстоятельствах. Главный вопрос: «Что позволит мне в максимальной степени развить свои склонности к преданности?» Иногда мы можем увидеть, что женщина-грихастха, чья-то жена, обладает большей преданностью, чем иной санньяси. 

#00:03:02#

А что касается вопроса: «А правда ли, что женщины получают женские тела из-за грехов в прошлой жизни?», то мое понимание таково, что все живые существа без исключения получают тела в этом мире за свои грехи в прошлой жизни. Почему же женщины должны быть исключением? То есть речь не идет о том, что мужские тела получают только освобожденные души. Это мир эксплуатации, и вы получаете тело в соответствии с вашими склонностями к эксплуатации, будь оно мужское или женское. 

#00:04:08#

Но если кто-то при этом заявляет: «А вы знаете, в древневедические времена считалось более благоприятным родиться в таком-то теле?», может быть, это интересно послушать. 

#00:04:24#

Но те, кого мы почитаем как высших преданных, — это враджа-гопи (пастýшки Вриндавана). И мы стараемся служить их лотосоподобным стопам. Но, опять же, эти личности находятся за пределами мужского и женского начал этого мира. 

#00:05:09#

Допустим, что тот человек прав, и давайте порассуждаем в рамках этого сценария. Представим себе человека, родившегося в мужском теле, то есть занимающего более возвышенное положение. Но у этого мужчины нет связи с сознанием Кришны. И представим себе женщину, по представлениям этого человека падшую и получившую свое тело из-за грехов, но у которой есть связь с сознанием Кришны. [Кто из них занимает более возвышенное положение?] 

#00:05:44#

В связи с этим есть одна история, как Рамануджачарья преподал своим ученикам урок. Однажды он отправился вместе со своими учениками-санньяси (монахами) на берег реки, чтобы в этой реке принять омовение, и, пока те были в реке, он взял и перепутал их одежду на берегу. Когда они вышли на берег, они обнаружили: «Эй, на на тебе моя бахирваса! На тебе моя одежда!» Их очень обеспокоила эта подмена, хотя у них нет никакой собственности. Все, что есть у такого санньяси — это два куска тряпки, лота (сосуд с водой) и данда (посох). Но они были крайне обеспокоены: «Как? Ты забрал мою бахирвасу! Она моя!» 

#00:07:33#

Неподалеку от того места жила семейная женщина, также ученица Рамануджачарьи. Он подговорил одного из своих учеников-санньяси, чтобы тот пришел к ней домой ночью, когда она спала, и снял с нее все ее драгоценности. Когда тот пришел к ней, она спала на одном боку. Он начал стягивать с нее браслеты. Когда он снял почти все с одной стороны, она начала ворочаться, переворачиваться на другой бок, и, испугавшись, что она проснется, он убежал. 

#00:08:16#

Позже эта же самая женщина пришла в храм своего учителя и спросила: «Может быть у вас есть какие-то финансовые трудности?» Ей ответили: «Нет, а почему вы спрашиваете?» Она отвечала: «Ну, просто один из брахмачари приходил ко мне и, когда я спала, начал стягивать драгоценные браслеты с моей руки. И когда он стянул все с одной руки, я начала переворачиваться, чтобы он стянул все со второй, но он убежал». 

#00:09:11#

Рамануджачарья тогда сказал: «Посмотрите, вы — санньяси, монахи, но вас очень взволновало, что ваша одежда досталась кому-то другому. А эта женщина, хотя она грихастха (семейный человек), но она готова отдать все без колебаний ради служения». Поэтому нас интересует преданность. Нас не интересует пол или ашрам. Важно в ком выше склонность к преданности, в ком выше качества преданных. 

#00:10:00#

ма̄м̇ хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа
йе ’пи сйух̣ па̄па-йонайах̣
стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с
те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим

(Бхагавад-гита, 9.32)1 

#00:10:21#

Опять же, Кришна говорит: «Каким бы ни было ваше положение с внешней точки зрения, если кто-то предается Мне, он приходит ко Мне». Поэтому можно разве что сказать, что в какие-то древневедические времена положение женщины считалось менее благоприятным. Но попытка перенести эти древние стандарты на реалии современного мира, на современный контекст — жестоко и неуместно. В Кали-югу не бывает квалифицированных. Калау шудра самбхава2. Поэтому не следует сосредотачиваться на этих аспектах. 

#00:11:45#

Есть ли еще вопросы? 

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Сын Притхи, даже люди невысокого происхождения — женщины, торговцы и простые труженики — достигают высшей цели жизни, принимая прибежище во Мне».

2 «В Век Кали все становятся шудрами».




←  Празднование дня явления Господа Рамачандры. Март 2010 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Программа в Великом Новгороде с Камалом Кришной Прабху 21 марта 2010 года.  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Грихастха-ашрам и положение женщины

(8 февраля 2010 года, Санкт-Петербург)

 

#00:00:10#

То, что я слышал от Шрилы Гуру Махараджа — это, что мы стараемся сосредоточиться на идеальном мире, то есть мире Радхи и Кришны и Их вечных спутников, спутниц. Этот же мир, где так или иначе вы вынуждены снова и снова рождаться и умирать, где каждый раз у вас появляются новые мамы, папы, родственники, несущественен, на нем не следует сосредотачиваться. Поэтому на самом деле мы пытаемся перенаправить свое внимание с мирских отношений на духовные. 

#00:01:20#

Гуру Махарадж говорил, что этот мир — мир эксплуатации. Выше него — мир отречения, а еще выше — мир преданности. Сейчас, в нашем нынешнем состоянии, мы пытаемся так или иначе обрести положение, которое позволило бы нам развить свою преданность в максимальной степени. 

#00:02:08#

Когда некто стремится стать служителем, то на протяжении своей духовной жизни, на различных ее этапах, он может рассматривать разные ашрамы как наиболее благоприятные конкретно для него или для нее в этих обстоятельствах. Главный вопрос: «Что позволит мне в максимальной степени развить свои склонности к преданности?» Иногда мы можем увидеть, что женщина-грихастха, чья-то жена, обладает большей преданностью, чем иной санньяси. 

#00:03:02#

А что касается вопроса: «А правда ли, что женщины получают женские тела из-за грехов в прошлой жизни?», то мое понимание таково, что все живые существа без исключения получают тела в этом мире за свои грехи в прошлой жизни. Почему же женщины должны быть исключением? То есть речь не идет о том, что мужские тела получают только освобожденные души. Это мир эксплуатации, и вы получаете тело в соответствии с вашими склонностями к эксплуатации, будь оно мужское или женское. 

#00:04:08#

Но если кто-то при этом заявляет: «А вы знаете, в древневедические времена считалось более благоприятным родиться в таком-то теле?», может быть, это интересно послушать. 

#00:04:24#

Но те, кого мы почитаем как высших преданных, — это враджа-гопи (пастýшки Вриндавана). И мы стараемся служить их лотосоподобным стопам. Но, опять же, эти личности находятся за пределами мужского и женского начал этого мира. 

#00:05:09#

Допустим, что тот человек прав, и давайте порассуждаем в рамках этого сценария. Представим себе человека, родившегося в мужском теле, то есть занимающего более возвышенное положение. Но у этого мужчины нет связи с сознанием Кришны. И представим себе женщину, по представлениям этого человека падшую и получившую свое тело из-за грехов, но у которой есть связь с сознанием Кришны. [Кто из них занимает более возвышенное положение?] 

#00:05:44#

В связи с этим есть одна история, как Рамануджачарья преподал своим ученикам урок. Однажды он отправился вместе со своими учениками-санньяси (монахами) на берег реки, чтобы в этой реке принять омовение, и, пока те были в реке, он взял и перепутал их одежду на берегу. Когда они вышли на берег, они обнаружили: «Эй, на на тебе моя бахирваса! На тебе моя одежда!» Их очень обеспокоила эта подмена, хотя у них нет никакой собственности. Все, что есть у такого санньяси — это два куска тряпки, лота (сосуд с водой) и данда (посох). Но они были крайне обеспокоены: «Как? Ты забрал мою бахирвасу! Она моя!» 

#00:07:33#

Неподалеку от того места жила семейная женщина, также ученица Рамануджачарьи. Он подговорил одного из своих учеников-санньяси, чтобы тот пришел к ней домой ночью, когда она спала, и снял с нее все ее драгоценности. Когда тот пришел к ней, она спала на одном боку. Он начал стягивать с нее браслеты. Когда он снял почти все с одной стороны, она начала ворочаться, переворачиваться на другой бок, и, испугавшись, что она проснется, он убежал. 

#00:08:16#

Позже эта же самая женщина пришла в храм своего учителя и спросила: «Может быть у вас есть какие-то финансовые трудности?» Ей ответили: «Нет, а почему вы спрашиваете?» Она отвечала: «Ну, просто один из брахмачари приходил ко мне и, когда я спала, начал стягивать драгоценные браслеты с моей руки. И когда он стянул все с одной руки, я начала переворачиваться, чтобы он стянул все со второй, но он убежал». 

#00:09:11#

Рамануджачарья тогда сказал: «Посмотрите, вы — санньяси, монахи, но вас очень взволновало, что ваша одежда досталась кому-то другому. А эта женщина, хотя она грихастха (семейный человек), но она готова отдать все без колебаний ради служения». Поэтому нас интересует преданность. Нас не интересует пол или ашрам. Важно в ком выше склонность к преданности, в ком выше качества преданных. 

#00:10:00#

ма̄м̇ хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа
йе ’пи сйух̣ па̄па-йонайах̣
стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с
те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим

(Бхагавад-гита, 9.32)1 

#00:10:21#

Опять же, Кришна говорит: «Каким бы ни было ваше положение с внешней точки зрения, если кто-то предается Мне, он приходит ко Мне». Поэтому можно разве что сказать, что в какие-то древневедические времена положение женщины считалось менее благоприятным. Но попытка перенести эти древние стандарты на реалии современного мира, на современный контекст — жестоко и неуместно. В Кали-югу не бывает квалифицированных. Калау шудра самбхава2. Поэтому не следует сосредотачиваться на этих аспектах. 

#00:11:45#

Есть ли еще вопросы? 

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Сын Притхи, даже люди невысокого происхождения — женщины, торговцы и простые труженики — достигают высшей цели жизни, принимая прибежище во Мне».

2 «В Век Кали все становятся шудрами».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования