«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 5). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 7.60M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 5)

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:16#

Господь Чайтанья Махапрабху ответил:

прабху кахе, — эи ‘са̄дхйа̄вадхи’ суниш́чайа
кр̣па̄ кари’ каха, йади а̄ге кичху хайа
 

«Вне всяких сомнений, в этом заключается высшее совершенство, но если ты знаешь еще что-то большее — прошу милостиво, расскажи Мне»1. Чайтанья Махапрабху, как следователь, выуживает из Рамананды одну за другой нектарные шлоки, и Рамананда постепенно открывает, двигаясь все глубже и глубже. 

#00:00:43#

Рамананда ответил:

ра̄йа кахе, — иха̄ра а̄ге пучхе хена джане
эта-дина на̄хи джа̄ни, а̄чхайе бхуване
2

«До этого дня я думал, что выше ничего нет, но сейчас, когда я с Тобой, у меня появляются еще более глубокие утверждения». 

#00:01:23#

ин̇ха̄ра мадхйе ра̄дха̄ра према — ‘са̄дхйа-ш́ироман̣и’
йа̄н̇ха̄ра махима̄ сарва-ш́а̄стрете ва̄кха̄ни
3

Он сказал: «До сих пор мне не встречался никто в этом материальном мире, кто бы стремился узнать об этих вещах, — ни один человек. О том, что лежит за пределами этой ступени совершенства преданного служения, никто еще не спрашивал, но Ты имеешь право, поскольку Ты сам Господь. И Ты хочешь, чтобы я об этом говорил, иначе об этом ни одно писание бы не провозгласило». 

#00:02:04#

Ин̇ха̄ра мадхйе ра̄дха̄ра према — ‘са̄дхйа-ш́ироман̣и’… «Из любовных чувств, которые гопи испытывают к Шри Кришне, — продолжил Рамананда Рай, — высшее положение занимает любовь Радхарани. Поистине, величие Шримати Радхарани превозносят все богооткровенные писания». Сказано, что Ведавьяса, когда писал «Бхагаватам», ни разу не упомянул имени Радхарани. Почему? Шука в обществе майявади не упоминал Ее имени. Он говорил: «Та, которая», «Одна из возлюбленных»… Даже те, кто постиг онтологию мадхура-расы, не смогли бы понять. Поэтому Рамананда Рай сказал: «До этого дня никто не мог знать, потому что Ее имя упоминается косвенно, но теперь я не вижу необходимости в косвенных намеках — мы здесь вдвоем». 

#00:03:13#

Это слишком сокровенно. Арджуна и Кришна. Рамананда Рай и Чайтанья. Все, что вы сейчас слышали, — это не Бхагавад-гита. Это сверхсубъективная Бхагавад-гита, это то, что скрыто в Бхагавад-гите. Шридхар Махарадж, когда стал медитировать на эту тему, подумал: «Арджуна и Кришна, Рамананда и Махапрабху — между ними глубокая связь. Неужели Кришна не рассказал Арджуне ничего о мадхура-расе? Не может быть». Номинально — нет. Но когда он стал смотреть [комментарии к Бхагавад-гите] Вишванатхи [Чакраварти Тхакура] и Баладева [Видьябхушана]… Если я вам сейчас скажу, например: «Откройте, компьютер, интернет, зайдите на сайт». Что это будет означать? 

#00:04:08#

Человек, который не знает, что такое компьютер — ему скажут: «Зайдите на сайт!», — он откроет его и наступит ногой на него. Это всего лишь некие слова. Что значит «откройте интернет», что значит «зайдите на сайт»? Так же и здесь: что это значит? что значат все эти слова? что значит то или иное? Речь не идет о каких-то мирских вещах. Речь идет о неких очень тонких явлениях — науке о любви к Богу. Поэтому лишь только тот, кто обладает пониманием того, что это такое, в состоянии оценить это. В противном случае это не станет приоритетом живых существ этого мира. 

#00:04:54#

йатха̄ ра̄дха̄ прийа̄ виш̣н̣ос
тасйа̄х̣ кун̣д̣ам̇ прийам̇ татха̄
сарва-гопӣш̣у саиваика̄
виш̣н̣ор атйанта-валлабха̄
 

«Радха необычайно дорога Шри Кришне, и так же дорого Ему место Ее омовения [Радха-кунда]. Из всех гопи Шримати Радхарани — самая лучшая и самая любимая гопи Кришны»4. 

#00:05:21#

Понимаете, что такое Радха-кунда? Многие русские преданные, прочитав наставления о том, что нужно приехать в Индию, омыться в Радха-кунде, совершают ванные церемонии на берегу Радха-кунды. Говорят: «Смываем грязь, каму!» — «Чем смываете, ребята, «Head & Shoulders»?» — «Да нет, божественной любовью». Кришнадас Кавирадж [говорит, что] это не шутка, это — оскорбление. Оскорбление — думать так, мыслить так, но — аджн̃а̄та джн̃а̄на тамах̣ — «Они не знают об этом, — говорит Кришна, — они не знают, куда пришли». 

#00:05:59#

Им кажется, что они зашли в этот мир, им кажется, что они видят воду Н2О, они не понимают, что это кришна-према-сварупа — сама Радхарани в своей концентрированной форме, это — Ее любовь. Как у каждой дамы есть особая шкатулочка с чем-то ценным или баночка с духами, так же самая сокровенная сокровищница божественной любви — там, на Радха-кунде, — в ней сосредоточена кришна-према. Таким образом, Радха-кунда — это кришна-према в неограниченном количестве. Одной капли достаточно. 

#00:06:50#

Когда Махапрабху пришел, никто даже не знал, где Радха-кунда. Но однажды Он нашел на рисовом поле небольшой заросший пруд и закричал: «Радха-кунда!», и побежал к нему, бросился в него. Никто не знал. Пятьсот лет тому назад еще никто не знал, что такое Радха-кунда. Здесь, опять же, нужно понять: пока вайшнавы не пришли во Вриндаван, хотя там местные браджа-баси что-то гордо утверждают, — никто ничего не знал. Знали, что это место — Вриндаван. Может быть, что-то знали: место рождения Кришны. Все остальное открыли Госвами: где проходила раса-лила, например. Божества также, которые по пять тысяч лет лежали в земле, нашли наши учителя. 

#00:07:51#

Вопрос: Если это сама кришна-према, то почему кому-то хватает одной капли?

Авадхут Махарадж: Если ты знаешь, что такое бриллианты, и можешь оценить их, тебе хватит одного камня. Но если же для тебя бриллианты ничем не отличаются от стекляшек, то ты можешь чесаться ими, например. Речь идет не только о ценности объекта, но и о твоей способности воспринять эту ценность. Бриллиант — очень сильный объект. Ты разбираешься в бриллиантах? Существуют миллионы оттенков, катов [cut]. Это целая наука. Чтобы выучиться на оценщика бриллиантов, необходимо постичь целую науку. Ты знаешь, из чего складывается их цена? Камни, схожие по внешнему виду, могут стоить совершенно разные деньги. Внешне ты не определишь, надо быть очень большим экспертом, чтобы понять, какие включения, какой cut, нужное ли количество граней в бриллианте — это целая наука. Если же ты придешь на рынок мировой торговли бриллиантами в Нью-Йорке, и там поймут, что ты лох, тебе продадут стеклянный камень. 

#00:09:17#

Вопрос: Но ценить некий камень — это же не значит стать этим камнем?

Авадхут Махарадж: В духовном мире — значит. Ты соприкасаешься с тем, что ценишь в этом мире. Важна твоя способность оценивать определенные вещи. Например, кто может оценить литературу, драматургию или музыку? Большинству людей нравятся самые простые мелодии («ту-па-па»). Послушай радио: «Полет шмеля» — это уже слишком сложно — «Выключите!» Должны быть три ноты и больше стенаний. Вся поп-культура построена на трех нотах. Но более тонкие вещи уже требуют экспертизы. Простой человек не может классическую музыку даже выдержать. 

#00:10:40#

С другой стороны, есть хороший пример. Концлагерь, подземный завод, освобождают заключенных, и, чтобы успокоить толпу людей, включают Шуберта. В Питере Шостакович во время блокады пишет симфонию по заказу Сталина. Есть очень мощные вещи. Такие фильмы как «Барака», «Койяанискаци»5 не показывают «ту-па-па». Там показывают нечто потрясающее. Слышали «Реквием»? Если нужно показать некое возвышенное духовное переживание, достаточно включить «Реквием» и просто свет на экране… Есть известные приемы кинематографистов. «Реквием» — нагнетающая музыка, хор, свет — и человек. Все. 

#00:11:59#

В общем, это используют разные драматурги — даже Полунин это использует. Когда я смотрел его шоу, я понял, какие сантименты он использует. Каждый из сантиментов, который рождается, пробуждает определенное духовно-психологическое состояние. Есть знаки, которыми можно пробудить определенное психологическое состояние. Если ты этими знаками владеешь — в драматургии, например, — ты можешь человека заставить сопереживать. Это очень тонкие знаки — целая наука в материальном мире, а в духовном мире — это вообще тончайшая наука. 

#00:12:46#

Это для посвященных. Недаром эта наука требует определенного посвящения, введения. Ты приезжаешь на Радха-кунду и начинаешь там мыться с мочалкой — «Я очищаюсь». Но как ты можешь очищаться, загаживая? Очищение требует определенного подхода, это процесс. Мы не говорим о том, что эти люди плохие — просто им никто ничего не объяснил. Сказано, что во Вриндаван нет смысла приезжать самому по себе. Есть сталкеры. Когда мы идем на Радха-кунду в конце парикрамы — как ни странно, последние четыре-пять групп, которые я вожу, я даже никогда не звоню Гопалу, нашему панде на Радха-кунде, он просто сам появляется. Гопал, живущий на Радха-кунде, — ученик Говинды Махараджа. Он — панда Гаудия Матха. По его лицу видно, что он трансцендентная личность. Когда мы идем на Радха-кунду, все последние годы я его там встречаю. «О, Харибол! Я к тебе хотел зайти!» А он сидит уже, ждет нас. 

#00:14:19#

Ты не можешь войти в этот мир без проводника. Как ты зайдешь в королевский дворец или Эрмитаж — ну что ты там увидишь без экскурсовода? Должен быть кто-то, кто тебя введет, объяснит ценности. Если ты не знаешь об этом — ты ничего не поймешь.

(перейти к первой части лекции)

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.96.

2 «До этого дня я не знал никого в этом материальном мире, кто мог бы спросить о чем-либо за пределами этой стадии совершенства преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.97).

3 «Среди любовных отношений гопи, — продолжал Рамананда Рай, — любовь Шримати Радхарани для Шри Кришны наиболее ценна. Действительно, слава Шримати Радхарани высоко ценится во всех священных писаниях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.98).

4 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.99.

5 Koyaanisqatsi, «Жизнь, выведенная из равновесия», — документальный фильм Годфри Реджио.




←  «Путь, подобный лезвию бритвы» (часть 1). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2009 год. Харьков, Украина ·• Архив новостей •· «Путь, подобный лезвию бритвы» (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2009 год. Харьков, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 5)

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:16#

Господь Чайтанья Махапрабху ответил:

прабху кахе, — эи ‘са̄дхйа̄вадхи’ суниш́чайа
кр̣па̄ кари’ каха, йади а̄ге кичху хайа
 

«Вне всяких сомнений, в этом заключается высшее совершенство, но если ты знаешь еще что-то большее — прошу милостиво, расскажи Мне»1. Чайтанья Махапрабху, как следователь, выуживает из Рамананды одну за другой нектарные шлоки, и Рамананда постепенно открывает, двигаясь все глубже и глубже. 

#00:00:43#

Рамананда ответил:

ра̄йа кахе, — иха̄ра а̄ге пучхе хена джане
эта-дина на̄хи джа̄ни, а̄чхайе бхуване
2

«До этого дня я думал, что выше ничего нет, но сейчас, когда я с Тобой, у меня появляются еще более глубокие утверждения». 

#00:01:23#

ин̇ха̄ра мадхйе ра̄дха̄ра према — ‘са̄дхйа-ш́ироман̣и’
йа̄н̇ха̄ра махима̄ сарва-ш́а̄стрете ва̄кха̄ни
3

Он сказал: «До сих пор мне не встречался никто в этом материальном мире, кто бы стремился узнать об этих вещах, — ни один человек. О том, что лежит за пределами этой ступени совершенства преданного служения, никто еще не спрашивал, но Ты имеешь право, поскольку Ты сам Господь. И Ты хочешь, чтобы я об этом говорил, иначе об этом ни одно писание бы не провозгласило». 

#00:02:04#

Ин̇ха̄ра мадхйе ра̄дха̄ра према — ‘са̄дхйа-ш́ироман̣и’… «Из любовных чувств, которые гопи испытывают к Шри Кришне, — продолжил Рамананда Рай, — высшее положение занимает любовь Радхарани. Поистине, величие Шримати Радхарани превозносят все богооткровенные писания». Сказано, что Ведавьяса, когда писал «Бхагаватам», ни разу не упомянул имени Радхарани. Почему? Шука в обществе майявади не упоминал Ее имени. Он говорил: «Та, которая», «Одна из возлюбленных»… Даже те, кто постиг онтологию мадхура-расы, не смогли бы понять. Поэтому Рамананда Рай сказал: «До этого дня никто не мог знать, потому что Ее имя упоминается косвенно, но теперь я не вижу необходимости в косвенных намеках — мы здесь вдвоем». 

#00:03:13#

Это слишком сокровенно. Арджуна и Кришна. Рамананда Рай и Чайтанья. Все, что вы сейчас слышали, — это не Бхагавад-гита. Это сверхсубъективная Бхагавад-гита, это то, что скрыто в Бхагавад-гите. Шридхар Махарадж, когда стал медитировать на эту тему, подумал: «Арджуна и Кришна, Рамананда и Махапрабху — между ними глубокая связь. Неужели Кришна не рассказал Арджуне ничего о мадхура-расе? Не может быть». Номинально — нет. Но когда он стал смотреть [комментарии к Бхагавад-гите] Вишванатхи [Чакраварти Тхакура] и Баладева [Видьябхушана]… Если я вам сейчас скажу, например: «Откройте, компьютер, интернет, зайдите на сайт». Что это будет означать? 

#00:04:08#

Человек, который не знает, что такое компьютер — ему скажут: «Зайдите на сайт!», — он откроет его и наступит ногой на него. Это всего лишь некие слова. Что значит «откройте интернет», что значит «зайдите на сайт»? Так же и здесь: что это значит? что значат все эти слова? что значит то или иное? Речь не идет о каких-то мирских вещах. Речь идет о неких очень тонких явлениях — науке о любви к Богу. Поэтому лишь только тот, кто обладает пониманием того, что это такое, в состоянии оценить это. В противном случае это не станет приоритетом живых существ этого мира. 

#00:04:54#

йатха̄ ра̄дха̄ прийа̄ виш̣н̣ос
тасйа̄х̣ кун̣д̣ам̇ прийам̇ татха̄
сарва-гопӣш̣у саиваика̄
виш̣н̣ор атйанта-валлабха̄
 

«Радха необычайно дорога Шри Кришне, и так же дорого Ему место Ее омовения [Радха-кунда]. Из всех гопи Шримати Радхарани — самая лучшая и самая любимая гопи Кришны»4. 

#00:05:21#

Понимаете, что такое Радха-кунда? Многие русские преданные, прочитав наставления о том, что нужно приехать в Индию, омыться в Радха-кунде, совершают ванные церемонии на берегу Радха-кунды. Говорят: «Смываем грязь, каму!» — «Чем смываете, ребята, «Head & Shoulders»?» — «Да нет, божественной любовью». Кришнадас Кавирадж [говорит, что] это не шутка, это — оскорбление. Оскорбление — думать так, мыслить так, но — аджн̃а̄та джн̃а̄на тамах̣ — «Они не знают об этом, — говорит Кришна, — они не знают, куда пришли». 

#00:05:59#

Им кажется, что они зашли в этот мир, им кажется, что они видят воду Н2О, они не понимают, что это кришна-према-сварупа — сама Радхарани в своей концентрированной форме, это — Ее любовь. Как у каждой дамы есть особая шкатулочка с чем-то ценным или баночка с духами, так же самая сокровенная сокровищница божественной любви — там, на Радха-кунде, — в ней сосредоточена кришна-према. Таким образом, Радха-кунда — это кришна-према в неограниченном количестве. Одной капли достаточно. 

#00:06:50#

Когда Махапрабху пришел, никто даже не знал, где Радха-кунда. Но однажды Он нашел на рисовом поле небольшой заросший пруд и закричал: «Радха-кунда!», и побежал к нему, бросился в него. Никто не знал. Пятьсот лет тому назад еще никто не знал, что такое Радха-кунда. Здесь, опять же, нужно понять: пока вайшнавы не пришли во Вриндаван, хотя там местные браджа-баси что-то гордо утверждают, — никто ничего не знал. Знали, что это место — Вриндаван. Может быть, что-то знали: место рождения Кришны. Все остальное открыли Госвами: где проходила раса-лила, например. Божества также, которые по пять тысяч лет лежали в земле, нашли наши учителя. 

#00:07:51#

Вопрос: Если это сама кришна-према, то почему кому-то хватает одной капли?

Авадхут Махарадж: Если ты знаешь, что такое бриллианты, и можешь оценить их, тебе хватит одного камня. Но если же для тебя бриллианты ничем не отличаются от стекляшек, то ты можешь чесаться ими, например. Речь идет не только о ценности объекта, но и о твоей способности воспринять эту ценность. Бриллиант — очень сильный объект. Ты разбираешься в бриллиантах? Существуют миллионы оттенков, катов [cut]. Это целая наука. Чтобы выучиться на оценщика бриллиантов, необходимо постичь целую науку. Ты знаешь, из чего складывается их цена? Камни, схожие по внешнему виду, могут стоить совершенно разные деньги. Внешне ты не определишь, надо быть очень большим экспертом, чтобы понять, какие включения, какой cut, нужное ли количество граней в бриллианте — это целая наука. Если же ты придешь на рынок мировой торговли бриллиантами в Нью-Йорке, и там поймут, что ты лох, тебе продадут стеклянный камень. 

#00:09:17#

Вопрос: Но ценить некий камень — это же не значит стать этим камнем?

Авадхут Махарадж: В духовном мире — значит. Ты соприкасаешься с тем, что ценишь в этом мире. Важна твоя способность оценивать определенные вещи. Например, кто может оценить литературу, драматургию или музыку? Большинству людей нравятся самые простые мелодии («ту-па-па»). Послушай радио: «Полет шмеля» — это уже слишком сложно — «Выключите!» Должны быть три ноты и больше стенаний. Вся поп-культура построена на трех нотах. Но более тонкие вещи уже требуют экспертизы. Простой человек не может классическую музыку даже выдержать. 

#00:10:40#

С другой стороны, есть хороший пример. Концлагерь, подземный завод, освобождают заключенных, и, чтобы успокоить толпу людей, включают Шуберта. В Питере Шостакович во время блокады пишет симфонию по заказу Сталина. Есть очень мощные вещи. Такие фильмы как «Барака», «Койяанискаци»5 не показывают «ту-па-па». Там показывают нечто потрясающее. Слышали «Реквием»? Если нужно показать некое возвышенное духовное переживание, достаточно включить «Реквием» и просто свет на экране… Есть известные приемы кинематографистов. «Реквием» — нагнетающая музыка, хор, свет — и человек. Все. 

#00:11:59#

В общем, это используют разные драматурги — даже Полунин это использует. Когда я смотрел его шоу, я понял, какие сантименты он использует. Каждый из сантиментов, который рождается, пробуждает определенное духовно-психологическое состояние. Есть знаки, которыми можно пробудить определенное психологическое состояние. Если ты этими знаками владеешь — в драматургии, например, — ты можешь человека заставить сопереживать. Это очень тонкие знаки — целая наука в материальном мире, а в духовном мире — это вообще тончайшая наука. 

#00:12:46#

Это для посвященных. Недаром эта наука требует определенного посвящения, введения. Ты приезжаешь на Радха-кунду и начинаешь там мыться с мочалкой — «Я очищаюсь». Но как ты можешь очищаться, загаживая? Очищение требует определенного подхода, это процесс. Мы не говорим о том, что эти люди плохие — просто им никто ничего не объяснил. Сказано, что во Вриндаван нет смысла приезжать самому по себе. Есть сталкеры. Когда мы идем на Радха-кунду в конце парикрамы — как ни странно, последние четыре-пять групп, которые я вожу, я даже никогда не звоню Гопалу, нашему панде на Радха-кунде, он просто сам появляется. Гопал, живущий на Радха-кунде, — ученик Говинды Махараджа. Он — панда Гаудия Матха. По его лицу видно, что он трансцендентная личность. Когда мы идем на Радха-кунду, все последние годы я его там встречаю. «О, Харибол! Я к тебе хотел зайти!» А он сидит уже, ждет нас. 

#00:14:19#

Ты не можешь войти в этот мир без проводника. Как ты зайдешь в королевский дворец или Эрмитаж — ну что ты там увидишь без экскурсовода? Должен быть кто-то, кто тебя введет, объяснит ценности. Если ты не знаешь об этом — ты ничего не поймешь.

(перейти к первой части лекции)

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.96.

2 «До этого дня я не знал никого в этом материальном мире, кто мог бы спросить о чем-либо за пределами этой стадии совершенства преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.97).

3 «Среди любовных отношений гопи, — продолжал Рамананда Рай, — любовь Шримати Радхарани для Шри Кришны наиболее ценна. Действительно, слава Шримати Радхарани высоко ценится во всех священных писаниях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.98).

4 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.99.

5 Koyaanisqatsi, «Жизнь, выведенная из равновесия», — документальный фильм Годфри Реджио.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования