«Жизнь или существование». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 12 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 10.82M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Жизнь или существование

(12 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

У нас сегодня первый день фестиваля, такое неформальное общение в домашней обстановке. Мы приехали сюда, увидели новых братьев, сестер, идет притирка в служении, и, несмотря на все трудности, мы навсегда запомним эти радостные дни вайшнавского фестиваля. Драматурги говорят, что характер развивается в обстоятельствах, именно в них человек проявляет свои качества характера. Все хотят быть героями, но когда ты видишь льва, то понимаешь, что уже полные штаны героизма, и ты бежишь.

#00:00:48#

Здесь Господь дает нам определенные обстоятельства, в которых мы можем проявить свои внутренние качества. Мы попали на вайшнавский фестиваль, и нам трудно на сегодняшний день оценить нашу удачу, потому что все познается в сравнении. Писания говорят, что существуют восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, из которых четыреста тысяч форм человеческих существ. Прежде чем живое существо дойдет до положения человека, пройдут многие реинкарнации. Живое существо, получив человеческое тело, как правило злоупотребляет этим высшим положением.

#00:01:27#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Странствуя по миллионам вселенных, рождаясь из жизни в жизнь, живое существо постепенно накапливает сукрити (благочестивые заслуги), чтобы получить связь с Гуру. Изучая священные писания, как «Бхагаватам» и другие, мы увидим, что души, находясь в мире материи, даже порою получив огромную удачу — связь с духовным учителем, духовным миром, — не всегда могут ее реализовать.

#00:02:04#

Например, история об Аджамиле. Аджамила был замечательным преданным, родился в семье брахмана, но его как-то раз привлекла пьяная парочка, которая занималась чувственными наслаждениями, отдыхала на пляже. Аджамила подумал: «Может, и мне попробовать немножко понаслаждаться?» Так прошло примерно восемьдесят лет. Аджамила понял уже перед смертью: «Вся моя жизнь прошла подобно драме, сновидениям. Казалось бы, что я жил, но на самом деле я существовал. Мне казалось, что я получаю те или иные формы счастья, но на самом деле это далеко не так. Жизнь прошла, молодость закончилась, и я остался у разбитого корыта». Но его благочестие, которое было получено в молодости, спасло его, потому что Господь отвечает на самое незначительное служение, которое оказывает живое существо.

#00:03:07#

Кришна говорит в Бхагавад-гите, что те, кто ненавидит Божественное, постепенно деградируют до разных животных форм жизни. Но Он говорит также, что даже то самое малое, что ты совершишь в одной жизни, если оно связано с Ним, это обязательно принесет тебе духовную удачу. Была история, как однажды Кришна пришел в дом к Драупади, когда она была совсем маленькой девочкой. Так получилось, что Кришна порезал палец, и Драупади, не думая, оторвала красивый кусочек ткани, испортив свое сари, и замотала Кришне палец. Кришна хитро посмотрел на маленькую девочку и сказал: «Однажды в будущем, когда ты вырастешь, Я верну тебе этот кусочек с лихвой». Драупади не знала, что станет принцессой и получит пять мужей вместо одного, и эти пять мужей будут величайшими героями. Но судьба пошлет ей бесконечные скитания, страдания, путешествия, приключения. В какой-то момент она стала рабыней. Юдхиштхира проиграл ее и своих братьев в кости Дурьодхане и Шакуни. Она не могла себе представить, что проживет потрясающую жизнь, в испытаниях проявятся ее духовная личность и характер, и в какой-то момент Господь Кришна лично спасет ее.

#00:04:51#

Писания говорят:

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣
[2]

Есть шесть методов предания. Первое: а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, когда мы принимаем все благоприятное для нашей духовной жизни и стараемся отвергнуть неблагоприятное. Писания говорят: это благоприятное — это неблагоприятное. Ребенок говорит: «Почему совать пальцы в розетки неблагоприятно?» — «Попробуй». Мы живем в мире, в котором верим в объективное, что доступно нашим чувствам. Мы спрашиваем: почему наслаждаться неблагоприятно? Почему эксплуатировать этот мир неблагоприятно? Мы живем в мире, который существует по законам кармы. Когда мы действуем и хотим обрести что-то взамен, в результате получаем реакции, которые длятся бесконечно, заставляют нас рождаться и умирать. Иногда мы счастливые, иногда несчастные — все зависит от последствий наших поступков.

#00:05:59#

Но Кришна говорит: «Если ты предашься, Я остановлю карму. Это как пропеллер, Я выключу этот пропеллер. Какое-то время он будет еще крутиться, но в целом для предавшейся души нет закона кармы». Почему? Закон кармы распространяется на тех, кто действует в определенной категории. В любом государстве существует закон, но для спецслужб нет закона. Какой-нибудь офицер спецслужб может ездить на красный свет, его не останавливают, у него есть с собой пистолет, как агент 007: он даже не обязан раскрываться. Большинство людей находятся в иллюзии относительно того, кто он: то ли он бандит, то ли еще кто-то.

#00:06:43#

Его положение столь возвышенно, его служение столь непосредственно, он исполняет настолько важную задачу правительства, что ни милиция, ни ГАИ, ни законы, ни какие-то внешние условия не могут повлиять на него. Есть такой американский фильм «Люди в черном», где два дядьки пытаются спасти церковь. Они всем говорят: «Извините, у нас есть миссия для Бога», и ездят под красный свет, не останавливаются. Это не значит, что мы должны вести себя так же на внешнем плане. Это значит, что тот план бытия, к которому мы призываем, устроен по совершенно другим принципам. На том плане бытия есть свои ценности, самая большая ценность — это преданность. В материальном мире преданность тоже является великой ценностью, мы пытаемся постоянно ее заработать чем-то: например, деньгами, пирожками, пряниками. Но в духовном мире мы не можем заработать преданность ничем, кроме как обрести ее от преданных.

#00:07:57#

Писания предлагают нам оставить все неблагоприятное и принять все благоприятное. Самое благоприятное для нас — это общение с преданными. Часто мы встречаемся с преданными, но какова идея общения с преданными? Не просто поговорить на какие-то псевдо-философские беседы, это означает послужить преданным, получить возможность удовлетворить преданных. Сам этот фестиваль — замечательный мастер-класс, база, где каждый может взять на себя какое-то небольшое служение — убирать туалеты, подметать пол, и это будет востребовано. Служение награждается свыше в соответствии с необходимостью. Например, вода, которая в принципе ничего не стоит, но на поле боя ты сидишь, отстреливаешься, и вдруг какой-то там Яков Абрамович подлезает к тебе и кричит: «Вода!» — «Сколько стоит?» — «Сто долларов». — «Дорого!» А потом говоришь: «Давай, бросай!», потому что понимаешь, что эта бутылка воды может тебя спасти. Так и здесь: самое незначительное служение подобно воде на поле битвы, потому что здесь идет вайшнавский фестиваль, приехали гости, готовится прасад, будет праздник. Каждый из нас может послужить. Когда это необходимо и будет реализовано, это принесет подлинную ценность.

#00:09:33#

Что такое предание? Отвергать все неблагоприятное и принимать все благоприятное. Писания говорят о методах преданного служения, о воспевании Святого Имени, но следует помнить, что все это подлинно только тогда, когда соприкасается с чем-то подлинным. Это не эфемерное бормотание каких-то бормоталок, зубрение Корана или Бхагавад-гиты, наоборот — это что-то живое, естественное, что живет в наших сердцах, и что проявляется в определенных обстоятельствах. Преданный всегда надеется на то, что Господь его защитит.

#00:10:13#

гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа…

Одно из качеств — знать, что Господь является нашим другом. Европейская религия говорит: начните бояться Бога, но вайшнавизм говорит, что богобоязнь является начальной стадией теизма, она не может принести нам полную удовлетворенность в служении. Если того, кому служим, мы должны бояться, то получается, как на работе: я действую в страхе перед начальником. Это нельзя назвать чистым преданным служением, поэтому вайшнавы отвергают принцип богобоязни. Безусловно, это не значит, что мы должны фамильярно вести себя в отношениях с Богом. Мы должны оценить тот уровень реальности, с которым мы имеем дело. Изначально писания говорят:

#00:11:11#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇,
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати[3]

Тот, кто поймет, что всем управляет Друг и что только благо на высшем плане бытия существует для нас, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — он обретет покой, умиротворенность. Поэтому преданные не боятся 2012 года, конца света, свиного гриппа. Они понимают, что даже смерть (а мы все должны пройти через смерть) — это позитив.

#00:11:42#

Прахлада Махараджа хотели сжечь в огне, утопить в воде, но он не считал, что к нему несправедливо относятся, он думал, что у него такая судьба… Махарадж Джада Бхарата, герой «Шримад-Бхагаватам», попадает к разбойникам, они собираются принести его в жертву матери Кали. Но Махарадж Джада Бхарата не думает: «О, несправедливость какая! Я — великий святой, а меня собираются убить бандиты!» Нет, он думает: раз на то воля Господа… Ситуация показывает, что Господь всегда защищает Своего преданного, мы также должны верить, что Господь всегда нас защитит. Без этого не может быть подлинной преданности в служении. Тот, Кому мы предаемся, — кто Он, каковы Его качества?

#00:12:38#

Однажды Гададхар Пандит вместе с Мукундой пришли увидеть великого вайшнава Пундарика Видьянидхи, но он не выглядел как великий вайшнав. Он выглядел как материалист: у него были красивые волосы, трубка, украшения, драгоценности. Чтобы показать Гададхару, кто такой Пундарик Видьянидхи, Мукунда стал читать стихи из «Шримад-Бхагаватам».

#00:13:07#

Один из стихов был «ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇[4]». В нем говорится, что ведьма Путана — самое отвратительное, мерзкое живое существо, которое питалось кровью младенцев, — пришла к Кришне и попыталась отравить Его ядовитым молоком из своей груди. Но Кришна по Своей милости принял ее как мать. Представляете, наше служение может быть подобно отраве, но Кришна готов его принять как что-то самое ценное. Мы приходим к Кришне со своими проблемами, просьбами, подспудными мыслями, но Кришна готов принять нас в Свои объятия, как принял ведьму Путану.

#00:13:54#

Когда Пундарик Видьянидхи услышал шлоку о Путане, он упал в транс на шесть часов. Он спрашивал: «Кому еще предаться, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема? Кому еще предаться? Кто может принять врага как возлюбленного? Кто может принять самого несовершенного как самого родного?» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что ты выгнан из дома, но ты не выгнан из сердца. Мы попали в этот материальный мир, потому что таковы обстоятельства, мы хотели насладиться, каждый из нас по-прежнему хочет наслаждаться. Писания говорят, ты часть целого, как, например, рука. Помните, как у Гоголя: нос сам по себе ушел, бродил, сам по себе устраивал свою жизнь. Что делать с рукой, которая живет сама по себе? Это не может быть гармонично: рука хороша, когда она подчиняется потоку мысли. Один из великих музыкантов сказал: «Тридцать лет я каждый день играл на гитаре, чтобы поток своих чувств трансформировать в музыку. И вот в какой-то момент, когда из моего сердца исходит музыка, мои пальцы сами по себе начинают играть». Так и в танце, когда совершенный танцор все свои эмоции воплощает в движении. Так же и душа: как совершенная слуга она должна быть полностью в потоке с Кришной. Если рука моментально не подчиняется моей мысли, тогда это не гармонично. Именно поэтому сейчас мы с вами не находимся в духовном мире — потому что мы не находимся в этом потоке.

#00:16:39#

Но когда мы говорим о святых, о вайшнавах, их жизнь — это поток. Если мы будем искренне оценивать поток этого качества, то подумаем: может, нам заняться чем-то другим — рейки или кунг-фу, или пойти в православие? Там проще — нужно только каяться, почувствовать, что ты полное дерьмо в какой-то момент. И что дальше? Святые говорят, что ты даже не знаешь, какое ты дерьмо, это трудно почувствовать. Но что дальше? Какова причина покаяния?

#00:17:18#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: positive progressive immortality — позитивное прогрессивное бессмертие. Есть тот план, где в принципе не важно, кто ты. Твоя квалификация не важна, а важно то, что есть необходимость, потребность в служении. В божественном мире все испытывают расу. Кришна — раса-радж, король расы, Он испытывает все формы наслаждения. Для Безграничного всегда существует некая потребность соприкосновения с ограниченным.

#00:18:15#

Шри Чайтанья Махапрабху приходит в этот мир, чтобы испытать [вкус, который испытывает преданный].

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[5]

Радха и Кришна — это Единое Целое. Иногда Они разделяются на Радху и Кришну, чтобы наслаждаться любовью, расой, отношениями, но иногда Они возвращаются в нечто Единое. Плюс и минус если замкнуть — это не короткое замыкание, это Чайтанья Махапрабху. Поэтому иногда Радха и Кришна становятся Чайтаньей, иногда Чайтанья разделяется на Радху и Кришну, и это вечная мистерия.

#00:18:52#

Когда Радха и Кришна соединяются в Единое — это Чайтанья. Кто такой Чайтанья? Шрила Шридхар Махарадж назвал это «Golden Volcano of Divine Love» — это всплеск божественной любви, это когда Любовь выходит за рамки Самой Себя и достигает этого мира. Чайтанья приходит в этот мир. Но какова Его идея? Две идеи — аударья и мадхурья. Аударья — это значит одарить, а мадхурья — испытать. Если мы хотим кому-то что-то передать, мы должны в первую очередь владеть этим. Поэтому Радха и Кришна приходят в теле Махапрабху, чтобы испытать самые сокровенные чувства, но какова природа этих чувств? Святые объясняют, что природа этих чувств — разлука. Только в разлуке с преданными мы можем оценить преданность, только в разлуке с друзьями мы можем оценить дружбу. Разлука является самым высшим, с этой точки зрения разлука также крайне ценна.

#00:19:59#

Духовная жизнь — это страдание. Если кто-то думает, что духовная жизнь — это веселье, постоянные пончики, приготовленные на открытом огне, и пляски с барабанами, он не понимает. Духовная жизнь — это в высшей степени проявление разлуки. Преданные поют «Харе Кришна» не от того, что наслаждаются этим, а от того, что у них нет этого «Харе Кришна». И когда у них нет «Харе Кришна», они начинают кричать, неистово взывать, и тогда что-то происходит, случается, в какую-то секунду происходит общее включение, это происходит сейчас, а потом уходит, и ты думаешь: «Где это, где? Как это найти, как это пережить снова?» И ты опять думаешь: «У меня нет никакого сознания Кришны», но приходят преданные, и ты чувствуешь: «Нет-нет, здесь что-то есть, что-то витает в воздухе». Раз — опять включение — опять это ушло от тебя.

#00:20:52#

Шрила Шридхар Махарадж сказал: раса-джигьяса — поиск Божественного. Мы попали в мир, где Кришна постоянно исчезает. Кришна столь динамичен, столь совершенен, столь стремителен, и вся лила, игра, постоянно идет за Ним, поэтому нет никаких гарантий. Как, нет никаких гарантий, что я достигну Божественного? Да, никаких гарантий нет: только свободная любовь, лишенная всяческих гарантий, возможна в духовном мире. Тем не менее Кришна говорит:

...каунтейа пратиджа̄нӣхи
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати[6]

«Я защищу тебя!»

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[2]«Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа»; стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.100)).

[3] «Знай, что Я цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

[4] Ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апй аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Разве возможно найти более милостивого покровителя, чем Он, даровавший положение Своей матери вероломной сестре Бакасуры, несмотря на то, что она дала Ему свою грудь, смазав ее смертоносным ядом» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.98)).

[5] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[6] Кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄, ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати / каунтейа пратиджа̄нӣхи, на ме бхактах̣ пран̣аш́йати — «Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет» (Бхагавад-гита, 9.31).

 



←  «Фестиваль пикник "Афиши"-2009. Лекция Шрипада Б. Ч. Бхарати Махараджа». Москва. 8 августа 2009 года. ·• Архив новостей •· «Величие вайшнава». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Гаудия Даршан» № 9  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Жизнь или существование

(12 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

У нас сегодня первый день фестиваля, такое неформальное общение в домашней обстановке. Мы приехали сюда, увидели новых братьев, сестер, идет притирка в служении, и, несмотря на все трудности, мы навсегда запомним эти радостные дни вайшнавского фестиваля. Драматурги говорят, что характер развивается в обстоятельствах, именно в них человек проявляет свои качества характера. Все хотят быть героями, но когда ты видишь льва, то понимаешь, что уже полные штаны героизма, и ты бежишь.

#00:00:48#

Здесь Господь дает нам определенные обстоятельства, в которых мы можем проявить свои внутренние качества. Мы попали на вайшнавский фестиваль, и нам трудно на сегодняшний день оценить нашу удачу, потому что все познается в сравнении. Писания говорят, что существуют восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, из которых четыреста тысяч форм человеческих существ. Прежде чем живое существо дойдет до положения человека, пройдут многие реинкарнации. Живое существо, получив человеческое тело, как правило злоупотребляет этим высшим положением.

#00:01:27#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Странствуя по миллионам вселенных, рождаясь из жизни в жизнь, живое существо постепенно накапливает сукрити (благочестивые заслуги), чтобы получить связь с Гуру. Изучая священные писания, как «Бхагаватам» и другие, мы увидим, что души, находясь в мире материи, даже порою получив огромную удачу — связь с духовным учителем, духовным миром, — не всегда могут ее реализовать.

#00:02:04#

Например, история об Аджамиле. Аджамила был замечательным преданным, родился в семье брахмана, но его как-то раз привлекла пьяная парочка, которая занималась чувственными наслаждениями, отдыхала на пляже. Аджамила подумал: «Может, и мне попробовать немножко понаслаждаться?» Так прошло примерно восемьдесят лет. Аджамила понял уже перед смертью: «Вся моя жизнь прошла подобно драме, сновидениям. Казалось бы, что я жил, но на самом деле я существовал. Мне казалось, что я получаю те или иные формы счастья, но на самом деле это далеко не так. Жизнь прошла, молодость закончилась, и я остался у разбитого корыта». Но его благочестие, которое было получено в молодости, спасло его, потому что Господь отвечает на самое незначительное служение, которое оказывает живое существо.

#00:03:07#

Кришна говорит в Бхагавад-гите, что те, кто ненавидит Божественное, постепенно деградируют до разных животных форм жизни. Но Он говорит также, что даже то самое малое, что ты совершишь в одной жизни, если оно связано с Ним, это обязательно принесет тебе духовную удачу. Была история, как однажды Кришна пришел в дом к Драупади, когда она была совсем маленькой девочкой. Так получилось, что Кришна порезал палец, и Драупади, не думая, оторвала красивый кусочек ткани, испортив свое сари, и замотала Кришне палец. Кришна хитро посмотрел на маленькую девочку и сказал: «Однажды в будущем, когда ты вырастешь, Я верну тебе этот кусочек с лихвой». Драупади не знала, что станет принцессой и получит пять мужей вместо одного, и эти пять мужей будут величайшими героями. Но судьба пошлет ей бесконечные скитания, страдания, путешествия, приключения. В какой-то момент она стала рабыней. Юдхиштхира проиграл ее и своих братьев в кости Дурьодхане и Шакуни. Она не могла себе представить, что проживет потрясающую жизнь, в испытаниях проявятся ее духовная личность и характер, и в какой-то момент Господь Кришна лично спасет ее.

#00:04:51#

Писания говорят:

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣
[2]

Есть шесть методов предания. Первое: а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, когда мы принимаем все благоприятное для нашей духовной жизни и стараемся отвергнуть неблагоприятное. Писания говорят: это благоприятное — это неблагоприятное. Ребенок говорит: «Почему совать пальцы в розетки неблагоприятно?» — «Попробуй». Мы живем в мире, в котором верим в объективное, что доступно нашим чувствам. Мы спрашиваем: почему наслаждаться неблагоприятно? Почему эксплуатировать этот мир неблагоприятно? Мы живем в мире, который существует по законам кармы. Когда мы действуем и хотим обрести что-то взамен, в результате получаем реакции, которые длятся бесконечно, заставляют нас рождаться и умирать. Иногда мы счастливые, иногда несчастные — все зависит от последствий наших поступков.

#00:05:59#

Но Кришна говорит: «Если ты предашься, Я остановлю карму. Это как пропеллер, Я выключу этот пропеллер. Какое-то время он будет еще крутиться, но в целом для предавшейся души нет закона кармы». Почему? Закон кармы распространяется на тех, кто действует в определенной категории. В любом государстве существует закон, но для спецслужб нет закона. Какой-нибудь офицер спецслужб может ездить на красный свет, его не останавливают, у него есть с собой пистолет, как агент 007: он даже не обязан раскрываться. Большинство людей находятся в иллюзии относительно того, кто он: то ли он бандит, то ли еще кто-то.

#00:06:43#

Его положение столь возвышенно, его служение столь непосредственно, он исполняет настолько важную задачу правительства, что ни милиция, ни ГАИ, ни законы, ни какие-то внешние условия не могут повлиять на него. Есть такой американский фильм «Люди в черном», где два дядьки пытаются спасти церковь. Они всем говорят: «Извините, у нас есть миссия для Бога», и ездят под красный свет, не останавливаются. Это не значит, что мы должны вести себя так же на внешнем плане. Это значит, что тот план бытия, к которому мы призываем, устроен по совершенно другим принципам. На том плане бытия есть свои ценности, самая большая ценность — это преданность. В материальном мире преданность тоже является великой ценностью, мы пытаемся постоянно ее заработать чем-то: например, деньгами, пирожками, пряниками. Но в духовном мире мы не можем заработать преданность ничем, кроме как обрести ее от преданных.

#00:07:57#

Писания предлагают нам оставить все неблагоприятное и принять все благоприятное. Самое благоприятное для нас — это общение с преданными. Часто мы встречаемся с преданными, но какова идея общения с преданными? Не просто поговорить на какие-то псевдо-философские беседы, это означает послужить преданным, получить возможность удовлетворить преданных. Сам этот фестиваль — замечательный мастер-класс, база, где каждый может взять на себя какое-то небольшое служение — убирать туалеты, подметать пол, и это будет востребовано. Служение награждается свыше в соответствии с необходимостью. Например, вода, которая в принципе ничего не стоит, но на поле боя ты сидишь, отстреливаешься, и вдруг какой-то там Яков Абрамович подлезает к тебе и кричит: «Вода!» — «Сколько стоит?» — «Сто долларов». — «Дорого!» А потом говоришь: «Давай, бросай!», потому что понимаешь, что эта бутылка воды может тебя спасти. Так и здесь: самое незначительное служение подобно воде на поле битвы, потому что здесь идет вайшнавский фестиваль, приехали гости, готовится прасад, будет праздник. Каждый из нас может послужить. Когда это необходимо и будет реализовано, это принесет подлинную ценность.

#00:09:33#

Что такое предание? Отвергать все неблагоприятное и принимать все благоприятное. Писания говорят о методах преданного служения, о воспевании Святого Имени, но следует помнить, что все это подлинно только тогда, когда соприкасается с чем-то подлинным. Это не эфемерное бормотание каких-то бормоталок, зубрение Корана или Бхагавад-гиты, наоборот — это что-то живое, естественное, что живет в наших сердцах, и что проявляется в определенных обстоятельствах. Преданный всегда надеется на то, что Господь его защитит.

#00:10:13#

гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа…

Одно из качеств — знать, что Господь является нашим другом. Европейская религия говорит: начните бояться Бога, но вайшнавизм говорит, что богобоязнь является начальной стадией теизма, она не может принести нам полную удовлетворенность в служении. Если того, кому служим, мы должны бояться, то получается, как на работе: я действую в страхе перед начальником. Это нельзя назвать чистым преданным служением, поэтому вайшнавы отвергают принцип богобоязни. Безусловно, это не значит, что мы должны фамильярно вести себя в отношениях с Богом. Мы должны оценить тот уровень реальности, с которым мы имеем дело. Изначально писания говорят:

#00:11:11#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇,
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати[3]

Тот, кто поймет, что всем управляет Друг и что только благо на высшем плане бытия существует для нас, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — он обретет покой, умиротворенность. Поэтому преданные не боятся 2012 года, конца света, свиного гриппа. Они понимают, что даже смерть (а мы все должны пройти через смерть) — это позитив.

#00:11:42#

Прахлада Махараджа хотели сжечь в огне, утопить в воде, но он не считал, что к нему несправедливо относятся, он думал, что у него такая судьба… Махарадж Джада Бхарата, герой «Шримад-Бхагаватам», попадает к разбойникам, они собираются принести его в жертву матери Кали. Но Махарадж Джада Бхарата не думает: «О, несправедливость какая! Я — великий святой, а меня собираются убить бандиты!» Нет, он думает: раз на то воля Господа… Ситуация показывает, что Господь всегда защищает Своего преданного, мы также должны верить, что Господь всегда нас защитит. Без этого не может быть подлинной преданности в служении. Тот, Кому мы предаемся, — кто Он, каковы Его качества?

#00:12:38#

Однажды Гададхар Пандит вместе с Мукундой пришли увидеть великого вайшнава Пундарика Видьянидхи, но он не выглядел как великий вайшнав. Он выглядел как материалист: у него были красивые волосы, трубка, украшения, драгоценности. Чтобы показать Гададхару, кто такой Пундарик Видьянидхи, Мукунда стал читать стихи из «Шримад-Бхагаватам».

#00:13:07#

Один из стихов был «ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇[4]». В нем говорится, что ведьма Путана — самое отвратительное, мерзкое живое существо, которое питалось кровью младенцев, — пришла к Кришне и попыталась отравить Его ядовитым молоком из своей груди. Но Кришна по Своей милости принял ее как мать. Представляете, наше служение может быть подобно отраве, но Кришна готов его принять как что-то самое ценное. Мы приходим к Кришне со своими проблемами, просьбами, подспудными мыслями, но Кришна готов принять нас в Свои объятия, как принял ведьму Путану.

#00:13:54#

Когда Пундарик Видьянидхи услышал шлоку о Путане, он упал в транс на шесть часов. Он спрашивал: «Кому еще предаться, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема? Кому еще предаться? Кто может принять врага как возлюбленного? Кто может принять самого несовершенного как самого родного?» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что ты выгнан из дома, но ты не выгнан из сердца. Мы попали в этот материальный мир, потому что таковы обстоятельства, мы хотели насладиться, каждый из нас по-прежнему хочет наслаждаться. Писания говорят, ты часть целого, как, например, рука. Помните, как у Гоголя: нос сам по себе ушел, бродил, сам по себе устраивал свою жизнь. Что делать с рукой, которая живет сама по себе? Это не может быть гармонично: рука хороша, когда она подчиняется потоку мысли. Один из великих музыкантов сказал: «Тридцать лет я каждый день играл на гитаре, чтобы поток своих чувств трансформировать в музыку. И вот в какой-то момент, когда из моего сердца исходит музыка, мои пальцы сами по себе начинают играть». Так и в танце, когда совершенный танцор все свои эмоции воплощает в движении. Так же и душа: как совершенная слуга она должна быть полностью в потоке с Кришной. Если рука моментально не подчиняется моей мысли, тогда это не гармонично. Именно поэтому сейчас мы с вами не находимся в духовном мире — потому что мы не находимся в этом потоке.

#00:16:39#

Но когда мы говорим о святых, о вайшнавах, их жизнь — это поток. Если мы будем искренне оценивать поток этого качества, то подумаем: может, нам заняться чем-то другим — рейки или кунг-фу, или пойти в православие? Там проще — нужно только каяться, почувствовать, что ты полное дерьмо в какой-то момент. И что дальше? Святые говорят, что ты даже не знаешь, какое ты дерьмо, это трудно почувствовать. Но что дальше? Какова причина покаяния?

#00:17:18#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: positive progressive immortality — позитивное прогрессивное бессмертие. Есть тот план, где в принципе не важно, кто ты. Твоя квалификация не важна, а важно то, что есть необходимость, потребность в служении. В божественном мире все испытывают расу. Кришна — раса-радж, король расы, Он испытывает все формы наслаждения. Для Безграничного всегда существует некая потребность соприкосновения с ограниченным.

#00:18:15#

Шри Чайтанья Махапрабху приходит в этот мир, чтобы испытать [вкус, который испытывает преданный].

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[5]

Радха и Кришна — это Единое Целое. Иногда Они разделяются на Радху и Кришну, чтобы наслаждаться любовью, расой, отношениями, но иногда Они возвращаются в нечто Единое. Плюс и минус если замкнуть — это не короткое замыкание, это Чайтанья Махапрабху. Поэтому иногда Радха и Кришна становятся Чайтаньей, иногда Чайтанья разделяется на Радху и Кришну, и это вечная мистерия.

#00:18:52#

Когда Радха и Кришна соединяются в Единое — это Чайтанья. Кто такой Чайтанья? Шрила Шридхар Махарадж назвал это «Golden Volcano of Divine Love» — это всплеск божественной любви, это когда Любовь выходит за рамки Самой Себя и достигает этого мира. Чайтанья приходит в этот мир. Но какова Его идея? Две идеи — аударья и мадхурья. Аударья — это значит одарить, а мадхурья — испытать. Если мы хотим кому-то что-то передать, мы должны в первую очередь владеть этим. Поэтому Радха и Кришна приходят в теле Махапрабху, чтобы испытать самые сокровенные чувства, но какова природа этих чувств? Святые объясняют, что природа этих чувств — разлука. Только в разлуке с преданными мы можем оценить преданность, только в разлуке с друзьями мы можем оценить дружбу. Разлука является самым высшим, с этой точки зрения разлука также крайне ценна.

#00:19:59#

Духовная жизнь — это страдание. Если кто-то думает, что духовная жизнь — это веселье, постоянные пончики, приготовленные на открытом огне, и пляски с барабанами, он не понимает. Духовная жизнь — это в высшей степени проявление разлуки. Преданные поют «Харе Кришна» не от того, что наслаждаются этим, а от того, что у них нет этого «Харе Кришна». И когда у них нет «Харе Кришна», они начинают кричать, неистово взывать, и тогда что-то происходит, случается, в какую-то секунду происходит общее включение, это происходит сейчас, а потом уходит, и ты думаешь: «Где это, где? Как это найти, как это пережить снова?» И ты опять думаешь: «У меня нет никакого сознания Кришны», но приходят преданные, и ты чувствуешь: «Нет-нет, здесь что-то есть, что-то витает в воздухе». Раз — опять включение — опять это ушло от тебя.

#00:20:52#

Шрила Шридхар Махарадж сказал: раса-джигьяса — поиск Божественного. Мы попали в мир, где Кришна постоянно исчезает. Кришна столь динамичен, столь совершенен, столь стремителен, и вся лила, игра, постоянно идет за Ним, поэтому нет никаких гарантий. Как, нет никаких гарантий, что я достигну Божественного? Да, никаких гарантий нет: только свободная любовь, лишенная всяческих гарантий, возможна в духовном мире. Тем не менее Кришна говорит:

...каунтейа пратиджа̄нӣхи
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати[6]

«Я защищу тебя!»

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[2]«Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа»; стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.100)).

[3] «Знай, что Я цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

[4] Ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апй аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Разве возможно найти более милостивого покровителя, чем Он, даровавший положение Своей матери вероломной сестре Бакасуры, несмотря на то, что она дала Ему свою грудь, смазав ее смертоносным ядом» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.98)).

[5] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[6] Кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄, ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати / каунтейа пратиджа̄нӣхи, на ме бхактах̣ пран̣аш́йати — «Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет» (Бхагавад-гита, 9.31).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования