«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 1). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 7.81M)


Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 1)

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)


Карма, гьяна и бхакти

Когда ракета взлетела, сначала отделяется первая ступень, потом вторая ступень, затем третья, четвертая, а когда она достигает определенного уровня, все ступени сгорают, и дальше ракета двигается уже по законам космоса. Также и для нас, чтобы мы смогли преодолеть притяжение материи, предлагается карма-йога, гьяна-йога и другие виды йог. Но в духовном мире никто не занимается карма-йогой, никто не культивирует гьяна-йогу, знание. Мать Яшода лишена знания о Кришне, а Брахма — верховное божество [материального мира], оказывается, находится в раджа-гуне, а Шива — верховное божество, отвечающее за гьяну, знание, пребывает в тама-гуне. Оказывается, что гьяна — это тамас, а деятельность, карма, — это раджас.

Что же такое бхакти? Как же может бхакти, если оно столь высоко, если оно находится за пределами гьяны и кармы, может быть достигнуто? Для нас это реально или эфемерно? Неужели это удел очень редких душ? Можем ли мы применить это к себе?

Махапрабху слушает Рамананду Рая, и Рамананда Рай начинает открывать [духовные истины] не через вúдение Господа, который объективно описывает все стадии [самопредания Богу], а видя это глазами преданного.

Существует другой принцип космоплавания, когда «Дискавери» поднимает ракету прямо от земли и выводит ее на орбиту. Так и слушание о Кришне настолько совершенно, что оно поднимает душу с самого низшего плана [бытия] и выводит ее на самый высший план.

голокера према-дхана, хари-на̄ма-сан̇кӣртана...1

Речь не идет о карме или гьяна-йоге.

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄2

Шунья-бхакти

Оказывается, чистая бхакти лишена кармы и гьяны. Оказывается, чистая бхакти — это то, чего желает Кришна. А чего желает Господь? Господь говорит: «Мне не нужны ни ваши знания, ни ваши сокровища, ни плоды вашей деятельности — они незначительны». В Бхагавад-гите Кришна утверждает, что знания и плоды [деятельности] незначительны3.

В этом мире мы не можем ничего сделать, что бы доставило Господу удовольствие. Единственное, на что мы способны и что абсолютно в наших силах, это предложить Господу свое сердце, свое определенное умонастроение и себя в качестве рабов. Тогда Господь становится нашим рабом. Это взаимообмен души и Господа, который называется бхакти. Ты предлагаешь себя в рабство Господу, Господь предлагает в рабство Себя. И Господь Сам говорит об этом: «Я полностью завишу от Своих преданных, они полностью зависят от Меня».

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что садху всегда пребывает в сердце Кришны, но Сам Кришна живет в сердце садху. Есть такая известная шлока: «Где Кришна? Где Гирирадж? Где Говардхан? Где Вриндаван? — В сердце святого». А где сердце святого? Что такое сердце святого? Кто такой святой? Святой — это тот, кто пребывает в сердце Кришны. Если у Кришны есть что-то самое сокровенное, то это святые. Это величайшая мистерия.

Рамананда Рай утверждает, что социальное общество варнашрама-дхармы не приведет к Господу. Даже предложение всей своей деятельности Господу не приведет к совершенству. Даже если действовать в рамках кармы и предлагать эту карму Господу — это не приведет к Нему. Даже обретение умиротворения в духовном знании и поклонение Господу на платформе этого знания также не принесет душе удовлетворения.

Духовное знание раскрывается
через слушание святых

Уникальный принцип, который предлагает Рамананда Рай, — альтернативу и суть всей Бхагавад-гиты — это: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м, стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇4... Это шлока Господа Брахмы, в которой он говорит: «Я ошибся. Будучи творцом Вселенной, я ошибся относительно Кришны. Если я ошибся — великий гуру, прародитель всех живых существ во Вселенной, — неужели вы думаете, что вы не ошиблись относительно Кришны? Мы все ошиблись в отношении Кришны, мы не знаем, кто Он, и даже не можем понять Его славы». Поэтому Господь Брахма говорит: «Я не выбираю для себя путь анализа, я не выбираю для себя путь кармы. Я выбрал для себя самый совершенный путь, и этот путь я готов прославлять всем и каждому». Великая удача, если когда-нибудь в жизни удастся встретить преданного Господа, слушать преданных — в данном случае мы слушаем Шрилу Кришнадаса Кавираджа, и если бы он не написал [«Чайтанья-чаритамриту»], никто бы в религиозном мире ничего об этом бы не узнал. Необходимо слушать преданных и следовать их примеру, ибо самостоятельно не понять, что в религии «хорошо» и что «плохо». Преданные высшего порядка определяют, что «хорошо», а что «плохо», что духовно, что материально, что совершенно, а что — нет.

Личности подобной категории для нас — это Шрила Гурудев и несколько личностей в его окружении, таких как Шрипад Госвами Махарадж и другие. Мы, живущие в этом мире, из нашего положения, слушая их, сможем продвигаться вперед. Итак,

прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «према-бхакти — сарва-са̄дхйа-са̄ра»5

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Это правильно, но тебе есть что добавить к сказанному», и тогда Рамананда Рай провозгласил, что высшее совершенство заключается в упоительной любви к Верховной Личности Бога. Любовь!

Градация в мире теизма.
Уникальность дара Шри Чайтаньи Махапрабху

Если кто-то попросит вас оценить ту или иную религию, ту или иную духовную традицию, для этого можно использовать различные критерии. «Мне нравятся буддисты, потому что они не убивают животных». «Мне нравятся джайны, потому что они добрее, и вообще подметают насекомых перед собой, не убивая их». Каждая религия имеет некоторую привлекающую особенность. Как же определить, какая религия самая совершенная? Шрила Бхактивинод Тхакур утверждает, что это та религия, которая в большей степени раскрывает Бога, любовь к Богу в которой является самой совершенной. В этом смысле мы можем сказать, что вайшнавизм — самая совершенная религия.

Кто-то может сказать, что любовь к Богу раскрыта в исламе, христианстве, буддизме — покажите! Принесите священные писания. Покажите пример экстатической любви к Богу. Покажите пример, как кто-то танцует, воспевает, рыдает, глубоко переживает, полностью погружается ради этого, очаровывает этим всех. Покажите. Нигде не найдете. Ибо то, что происходит со Шри Чайтаньей Махапрабху, настолько уникально и настолько совершенно, что мы можем только удивляться.

Действительно, любовь к Богу крайне редка, но когда пришел Шри Чайтанья Махапрабху, Он показал, что это возможно. Любовь к Богу, крупицы любви к Богу — удел святых в самых высших религиях. Например, несколько личностей в православии — Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Как они переживали любовь к Богу? Они, может, говорили об этом, может, жили этими принципами. Но даже самое незначительное бхакти породило удивительное совершенство.

Безумие любви к Богу

Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Укажи Мне, что есть самое высшее». Самое высшее — просто любовь. Кто ею обладает, тот квалифицирован быть Гуру. В «Чайтанья Бхагавате» приводятся такие описания: когда Нитьянанда Прабху встречает своего гуру Мадхавендру Пури, то видит, что любовь к Богу в нем струится потоком — иногда он смеется, иногда плачет, рыдает, не знает, день на дворе или ночь. Он дает посвящение, когда к его стопам припадают и просят: «Я хочу получить от тебя эту Харе Кришна маха-мантру». Через какое-то время гуру исчезает.

Написано: «Когда я пришел в Пури, я обошел всю Пури Дхаму и нигде не увидел такого проявления любви к Богу. Но когда я пошел в дюны за город, где живут садху, и спросил, есть ли кто-то в этом месте, кто любит Бога, мне показали где и я увидел там каких-то безумцев. Я пришел на берег океана и увидел танцующего человека, который обливался слезами любви, катался по земле, рвал на себе волосы. Я подошел к нему с вопросом и вдруг узнал своего гуру. Гуру узнал меня, обнял и сказал: “Сынок, ты не представляешь себе, что такое любовь к Кришне”. Какое-то время между нами поддерживалась хари-катха, но вскоре неведомая сила подняла его и унесла словно ветром».

Того, кто достиг любви к Богу, ничто в этом мире не удержит — ни деньги, ни противоположный пол, ни слава, ни чувство долга, ни привязанности — он словно наркоман. Наркоман бросает все свои социальные обязанности, потому что не может им следовать. Наркоман — это позиция, это антилюбовь. Наркоман наслаждается для себя, он в высшей степени эгоист. Но тот, кто в высшей степени любит Кришну, не эгоист.

Когда я узнал об этом, то подумал: «Неужели когда-то может произойти такое, что этот мир, который кажется таким ценным, таким важным, все виды долга — социальный, семейный, индивидуальный — не будут иметь никакого значения?» Господь говорит, что того, кто обладает любовью к Богу, поддерживает сама любовь.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что не нужно иметь ничего другого: ни денег, не нужно состоять ни в какой организации — ничего, сама любовь к Богу поддерживает такого преданного. Стоит только кому-то познать любовь к Богу, он словно безумец живет в этом мире. Для него не встанет вопроса о поддержании своего существования.

Явление и уход вайшнавов

Сат-чид-ананда. Энергия сат — это бытие. Святая личность и есть бытие, даже смерть поклоняется таким личностям, смерть просит инициацию. Смерть говорит: «Я прихожу к каждому, но тебя я могу только спросить: “Можно?”, и понимаю, что нет, нельзя. Понимаю, что ты оставишь свое тело тогда, когда сам захочешь».

В «Чайтанья-чаритамрите» написано, что те вайшнавы, которые пришли в этот мир, явились, обойдя законы майи, сами. Они не пришли в результате грехов рождения и ушли не в результате грехов смерти, когда жизненная сила закончилась. Они явились сами, приняли добровольно муки рождения, и сами с легкостью превзошли смерть. Харидас Тхакур, например (нигде не описано подобного), сам оставляет свое тело, держась за стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, медитируя и воспевая: «Шри Кришна Чайтанья! Шри Кришна Чайтанья!» Всю жизнь он воспевал Харе Кришна маха-мантру, но в последние минуты жизни медитировал только на лотосные стопы Господа.

Гаура-Нитай

Наш гуру Шрила Шридхар Махарадж в последние дни своей жизни повторял: «Дойал Нитай! Дойал Нитай!», призывал имя Нитьянанды Прабху. Что такое Харе Кришна маха-мантра? — это сам Господь. Но отдающий Господь — Гаура-Нитай, Гаура-Нитьянанда. Поэтому «Гаура-Нитьянанда» было именем, которое воспевал Шрила Шридхар Махарадж перед уходом из этого мира. Так же, как воспевал Харидас Тхакур. Из-за опасности имитации нам не следует принимать имя Гаура-Нитьянанды. Мы знаем, что Имя Господа неотлично от Него Самого.

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

/продолжение следует/

 


1 «Харинама-санкиртана — сокровище любви, нисшедшее с Голоки» (Нароттам дас Тхакур. Прартхана. «Даинйа бодхика»).

2 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» (Шри Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.9).

3 См. Бхагавад-гита, 4.14.

4 Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м (Шримад-Бхагаватам, 10.14.3).

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.68.




←  «О молитве». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Из четвертого тома книги «Проповеди хранителя преданности» ·• Архив новостей •· «Назад домой, назад к Богу!» Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 7 августа 2009 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.2 МБ)


Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 1)

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)


Карма, гьяна и бхакти

Когда ракета взлетела, сначала отделяется первая ступень, потом вторая ступень, затем третья, четвертая, а когда она достигает определенного уровня, все ступени сгорают, и дальше ракета двигается уже по законам космоса. Также и для нас, чтобы мы смогли преодолеть притяжение материи, предлагается карма-йога, гьяна-йога и другие виды йог. Но в духовном мире никто не занимается карма-йогой, никто не культивирует гьяна-йогу, знание. Мать Яшода лишена знания о Кришне, а Брахма – верховное божество [материального мира], оказывается, находится в раджа-гуне, а Шива – верховное божество, отвечающее за гьяну, знание, пребывает в тама-гуне. Оказывается, что гьяна – это тамас, а деятельность, карма, – это раджас.

Что же такое бхакти? Как же может бхакти, если оно столь высоко, если оно находится за пределами гьяны и кармы, может быть достигнуто? Для нас это реально или эфемерно? Неужели это удел очень редких душ? Можем ли мы применить это к себе?

Махапрабху слушает Рамананду Рая, и Рамананда Рай начинает открывать [духовные истины] не через вúдение Господа, который объективно описывает все стадии [самопредания Богу], а видя это глазами преданного.

Существует другой принцип космоплавания, когда «Дискавери» поднимает ракету прямо от земли и выводит ее на орбиту. Так и слушание о Кришне настолько совершенно, что оно поднимает душу с самого низшего плана [бытия] и выводит ее на самый высший план.

голокера према-дхана, хари-на̄ма-сан̇кӣртана...1

Речь не идет о карме или гьяна-йоге.

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄2

Шунья-бхакти

Оказывается, чистая бхакти лишена кармы и гьяны. Оказывается, чистая бхакти – это то, чего желает Кришна. А чего желает Господь? Господь говорит: «Мне не нужны ни ваши знания, ни ваши сокровища, ни плоды вашей деятельности – они незначительны». В Бхагавад-гите Кришна утверждает, что знания и плоды [деятельности] незначительны3.

В этом мире мы не можем ничего сделать, что бы доставило Господу удовольствие. Единственное, на что мы способны и что абсолютно в наших силах, это предложить Господу свое сердце, свое определенное умонастроение и себя в качестве рабов. Тогда Господь становится нашим рабом. Это взаимообмен души и Господа, который называется бхакти. Ты предлагаешь себя в рабство Господу, Господь предлагает в рабство Себя. И Господь Сам говорит об этом: «Я полностью завишу от Своих преданных, они полностью зависят от Меня».

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что садху всегда пребывает в сердце Кришны, но Сам Кришна живет в сердце садху. Есть такая известная шлока: «Где Кришна? Где Гирирадж? Где Говардхан? Где Вриндаван? – В сердце святого». А где сердце святого? Что такое сердце святого? Кто такой святой? Святой – это тот, кто пребывает в сердце Кришны. Если у Кришны есть что-то самое сокровенное, то это святые. Это величайшая мистерия.

Рамананда Рай утверждает, что социальное общество варнашрама-дхармы не приведет к Господу. Даже предложение всей своей деятельности Господу не приведет к совершенству. Даже если действовать в рамках кармы и предлагать эту карму Господу – это не приведет к Нему. Даже обретение умиротворения в духовном знании и поклонение Господу на платформе этого знания также не принесет душе удовлетворения.

Духовное знание раскрывается
через слушание святых

Уникальный принцип, который предлагает Рамананда Рай, – альтернативу и суть всей Бхагавад-гиты – это: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м, стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇4... Это шлока Господа Брахмы, в которой он говорит: «Я ошибся. Будучи творцом Вселенной, я ошибся относительно Кришны. Если я ошибся – великий гуру, прародитель всех живых существ во Вселенной, – неужели вы думаете, что вы не ошиблись относительно Кришны? Мы все ошиблись в отношении Кришны, мы не знаем, кто Он, и даже не можем понять Его славы». Поэтому Господь Брахма говорит: «Я не выбираю для себя путь анализа, я не выбираю для себя путь кармы. Я выбрал для себя самый совершенный путь, и этот путь я готов прославлять всем и каждому». Великая удача, если когда-нибудь в жизни удастся встретить преданного Господа, слушать преданных – в данном случае мы слушаем Шрилу Кришнадаса Кавираджа, и если бы он не написал [«Чайтанья-чаритамриту»], никто бы в религиозном мире ничего об этом бы не узнал. Необходимо слушать преданных и следовать их примеру, ибо самостоятельно не понять, что в религии «хорошо» и что «плохо». Преданные высшего порядка определяют, что «хорошо», а что «плохо», что духовно, что материально, что совершенно, а что – нет.

Личности подобной категории для нас – это Шрила Гурудев и несколько личностей в его окружении, таких как Шрипад Госвами Махарадж и другие. Мы, живущие в этом мире, из нашего положения, слушая их, сможем продвигаться вперед. Итак,

прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «према-бхакти — сарва-са̄дхйа-са̄ра»5

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Это правильно, но тебе есть что добавить к сказанному», и тогда Рамананда Рай провозгласил, что высшее совершенство заключается в упоительной любви к Верховной Личности Бога. Любовь!

Градация в мире теизма.
Уникальность дара Шри Чайтаньи Махапрабху

Если кто-то попросит вас оценить ту или иную религию, ту или иную духовную традицию, для этого можно использовать различные критерии. «Мне нравятся буддисты, потому что они не убивают животных». «Мне нравятся джайны, потому что они добрее, и вообще подметают насекомых перед собой, не убивая их». Каждая религия имеет некоторую привлекающую особенность. Как же определить, какая религия самая совершенная? Шрила Бхактивинод Тхакур утверждает, что это та религия, которая в большей степени раскрывает Бога, любовь к Богу в которой является самой совершенной. В этом смысле мы можем сказать, что вайшнавизм – самая совершенная религия.

Кто-то может сказать, что любовь к Богу раскрыта в исламе, христианстве, буддизме – покажите! Принесите священные писания. Покажите пример экстатической любви к Богу. Покажите пример, как кто-то танцует, воспевает, рыдает, глубоко переживает, полностью погружается ради этого, очаровывает этим всех. Покажите. Нигде не найдете. Ибо то, что происходит со Шри Чайтаньей Махапрабху, настолько уникально и настолько совершенно, что мы можем только удивляться.

Действительно, любовь к Богу крайне редка, но когда пришел Шри Чайтанья Махапрабху, Он показал, что это возможно. Любовь к Богу, крупицы любви к Богу – удел святых в самых высших религиях. Например, несколько личностей в православии – Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Как они переживали любовь к Богу? Они, может, говорили об этом, может, жили этими принципами. Но даже самое незначительное бхакти породило удивительное совершенство.

Безумие любви к Богу

Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Укажи Мне, что есть самое высшее». Самое высшее – просто любовь. Кто ею обладает, тот квалифицирован быть Гуру. В «Чайтанья Бхагавате» приводятся такие описания: когда Нитьянанда Прабху встречает своего гуру Мадхавендру Пури, то видит, что любовь к Богу в нем струится потоком – иногда он смеется, иногда плачет, рыдает, не знает, день на дворе или ночь. Он дает посвящение, когда к его стопам припадают и просят: «Я хочу получить от тебя эту Харе Кришна маха-мантру». Через какое-то время гуру исчезает.

Написано: «Когда я пришел в Пури, я обошел всю Пури Дхаму и нигде не увидел такого проявления любви к Богу. Но когда я пошел в дюны за город, где живут садху, и спросил, есть ли кто-то в этом месте, кто любит Бога, мне показали где и я увидел там каких-то безумцев. Я пришел на берег океана и увидел танцующего человека, который обливался слезами любви, катался по земле, рвал на себе волосы. Я подошел к нему с вопросом и вдруг узнал своего гуру. Гуру узнал меня, обнял и сказал: “Сынок, ты не представляешь себе, что такое любовь к Кришне”. Какое-то время между нами поддерживалась хари-катха, но вскоре неведомая сила подняла его и унесла словно ветром».

Того, кто достиг любви к Богу, ничто в этом мире не удержит – ни деньги, ни противоположный пол, ни слава, ни чувство долга, ни привязанности – он словно наркоман. Наркоман бросает все свои социальные обязанности, потому что не может им следовать. Наркоман – это позиция, это антилюбовь. Наркоман наслаждается для себя, он в высшей степени эгоист. Но тот, кто в высшей степени любит Кришну, не эгоист.

Когда я узнал об этом, то подумал: «Неужели когда-то может произойти такое, что этот мир, который кажется таким ценным, таким важным, все виды долга – социальный, семейный, индивидуальный – не будут иметь никакого значения?» Господь говорит, что того, кто обладает любовью к Богу, поддерживает сама любовь.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что не нужно иметь ничего другого: ни денег, не нужно состоять ни в какой организации – ничего, сама любовь к Богу поддерживает такого преданного. Стоит только кому-то познать любовь к Богу, он словно безумец живет в этом мире. Для него не встанет вопроса о поддержании своего существования.

Явление и уход вайшнавов

Сат-чид-ананда. Энергия сат – это бытие. Святая личность и есть бытие, даже смерть поклоняется таким личностям, смерть просит инициацию. Смерть говорит: «Я прихожу к каждому, но тебя я могу только спросить: “Можно?”, и понимаю, что нет, нельзя. Понимаю, что ты оставишь свое тело тогда, когда сам захочешь».

В «Чайтанья-чаритамрите» написано, что те вайшнавы, которые пришли в этот мир, явились, обойдя законы майи, сами. Они не пришли в результате грехов рождения и ушли не в результате грехов смерти, когда жизненная сила закончилась. Они явились сами, приняли добровольно муки рождения, и сами с легкостью превзошли смерть. Харидас Тхакур, например (нигде не описано подобного), сам оставляет свое тело, держась за стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, медитируя и воспевая: «Шри Кришна Чайтанья! Шри Кришна Чайтанья!» Всю жизнь он воспевал Харе Кришна маха-мантру, но в последние минуты жизни медитировал только на лотосные стопы Господа.

Гаура-Нитай

Наш гуру Шрила Шридхар Махарадж в последние дни своей жизни повторял: «Дойал Нитай! Дойал Нитай!», призывал имя Нитьянанды Прабху. Что такое Харе Кришна маха-мантра? – это сам Господь. Но отдающий Господь – Гаура-Нитай, Гаура-Нитьянанда. Поэтому «Гаура-Нитьянанда» было именем, которое воспевал Шрила Шридхар Махарадж перед уходом из этого мира. Так же, как воспевал Харидас Тхакур. Из-за опасности имитации нам не следует принимать имя Гаура-Нитьянанды. Мы знаем, что Имя Господа неотлично от Него Самого.

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

/продолжение следует/

 


1 «Харинама-санкиртана – сокровище любви, нисшедшее с Голоки» (Нароттам дас Тхакур. Прартхана. «Даинйа бодхика»).

2 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» (Шри Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.9).

3 См. Бхагавад-гита, 4.14.

4 Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м (Шримад-Бхагаватам, 10.14.3).

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.68.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования