«Высшая Реальность — наш лучший друг» (часть 2). Шрипад Шруташрава Прабху | Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 20 марта 2008 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 16.91M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Высшая реальность — наш друг
(часть 2)

(20 марта 2008 года | Москва, Кисельный)

 

Бхагавад-гита — это книга, не относящаяся к какой-либо секте. Она говорит, что настоящие проблемы, с которыми люди сталкиваются в этом мире, — это старость, болезни и смерть.

#00:00:31#

В своем уме, про себя я все еще думаю часто, что мне девятнадцать лет, чувствую себя девятнадцатилетним, но когда я смотрю в зеркало, мне страшно. Я не хочу стареть, но день за днем, минута за минутой это происходит. Я не хочу болеть. Иногда, может быть, я не хожу к врачам, потому что мне было бы неприятно узнать, сколь много у меня болезней сейчас уже. [Смеется.] Несколько лет назад, например, я пошел к врачу и выяснил, что у меня на протяжении тридцати пяти лет была болезнь, о которой я даже не подозревал.

#00:01:22#

И в конечном счете, разумеется, я не хочу умирать. Не то что бы я поглощен или озабочен страхом смерти или еще что-то, но я не хочу умирать. Я не хочу упускать все возможности, что дает мне жизнь. Сейчас мне уже пятьдесят восемь лет, поэтому сколько мне осталось? По всей видимости, не так много. И та самая вещь [физическое тело], с которой я сейчас отождествляю себя, по отношению к которой я оказываю столь много заботы, нежности, неизбежно должна будет выброшена через какое-то время. Этот мешок с нечистотами, с которым я сейчас отождествляю себя, спустя какое-то время станет совершено бесполезен и будет выброшен, как мусор.

#00:03:00#

Поскольку я последователь восточной [школы] мысли, то скорее всего это [тело] будет брошено в огонь. Если мне повезет, и я умру в Индии, то это будет стоить всего двадцать долларов. Если мы приверженцы западной школы [мысли], то тогда после нашей смерти, в зависимости от нашего финансового благополучия, [наше тело] положат в ящик — в более красивый ящик, если мы богаты, или в более простой ящик, если мы не столь богаты, — и закопают в землю, где нас съедят черви.

#00:03:57#

Все эти вещи истинны, они верны вне зависимости от нашего положения, от нашего мировоззрения, верующие мы или атеисты, коммунисты, капиталисты — кем бы мы ни были, это абсолютные факты. Итак, наше предложение таково: невозможно через материализм обрести подлинное счастье, исполнить свои подлинные желания. Разумеется, это не новость. Люди и в прежние времена были склонны задумываться, даже в Америке — и в прежние времена, и сейчас — были люди философского склада, которые задумывались о жизни.

#00:05:02#

Около сотни лет назад в Америке жили люди, которых иногда называют американскими трансценденталистами, такие как Торо, Эмерсон. Итак, вдумчивые, разумные люди пришли к должным заключениям. Речь не идет о глупцах — об умных людях. Понимание духовности — это не удел глупцов, но, опять же, это также никак не связано с мирскими представлениями об уровне интеллекта. Речь идет о том, чтобы быть по-настоящему вдумчивым и разумным, то есть задуматься о том, что такое жизнь по своей природе, в чем смысл жизни, суть. Итак, к сожалению, я мог бы продолжать дальше и дальше, но не стану.

#00:06:15#

Мы испытываем потребность думать об этих вещах, это наша потребность. В наших с вами странах, культурах мы не столь хорошо осведомлены о многообразии различных форм, возможностей жизни, и мы не знаем, какая именно форма существования предначертана нам в следующей жизни, потому что хотя наши страны могут быть очень развиты и продвинуты во внешней науке [материалистичном знании], но во внутренней науке [духовном знании] они несведущи.

#00:07:17#

Из восточной школы мысли мы узнаем о том, что существует 8 400 000 форм жизни, и мы в своем существовании, в своем путешествии по этому миру проходим через все эти формы жизни по циклу. Но только когда мы оказываемся в человеческой форме жизни, у нас появляется возможность задуматься над этими вещами и, более того, найти решение. В конечном счете именно для этого предназначена человеческая жизнь, но едва ли мы находим возможность задуматься об этом.

Может быть, у кого-то есть вопросы?

#00:08:16#

Вопрос: Ваше Святейшество, в мире существует много Гуру. А чем именно привлек вас Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж?

#00:08:41#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Хотел бы я, чтобы я мог сказать это. На самом деле да, я видел многие из его удивительных качеств, но что на самом деле привлекло меня к нему — это прямое указание его Гуру [Шрилы Шридхара Махараджа]. Мой Гуру сказал мне и фактически всем нам, всем его последователям: «Если у вас есть хоть какая-то нежность и привязанность ко мне, то служите Шриле Говинде Махараджу, и через это служение вы сможете увидеть, сколь удивительными качествами он обладает».

#00:09:37#

Однако речь не идет ни в коем случае о том, что я мог бы дать некий «сертификат качества», что он, Шрила Говинда Махарадж, обладает некими духовными качествами, потому что мы ни в коем случае не находимся на одном духовном уровне. Я могу видеть только до той степени, до какой позволяет видеть мой уровень сознания, а мой уровень сознания не столь продвинут. Однако что я могу видеть, то я вижу: его нежность, любовь, терпение. Это те самые качества, которые мы ожидаем от духовного человека вне зависимости от того, какой именно духовной практикой он занимается.

#00:10:40#

Если мы спросим любого человека в любой стране: «Какими качествами, как вы думаете, как вы ожидаете, должен обладать духовный человек, святой?», большинство людей описало бы одни и те же, схожие качества. Итак, с нашего нынешнего положения, с внешней точки зрения, мы можем видеть по крайней мере эти внешние качества: он очень добр, сострадателен, нежен, внимателен, терпелив.

#00:11:40#

Мы не можем себе представить даже, что существует в безграничном мире. Например, единственный интерес Шри Кришны, которого мы принимаем как верховную абсолютную Личность Бога, — счастье и благоденствие Его близких спутников, можем сказать, Его преданных. И во столь многих духовных людях, духовных личностях мы видим эту склонность: они склонны в большей степени заботиться о нас, нежели о собственном благе. И поначалу я этого не видел, это было скрыто, сейчас я вижу это в большей степени.

#00:12:46#

Вы увидите, что большинство людей, которые связаны с Его Божественной Милостью, также видят эти качества в нем. Любой, кто соприкасался с Его Божественной Милостью на несколько мгновений или на несколько месяцев, лет, видел в нем подобные качества.

Есть ли еще вопросы?

#00:13:31#

Вопрос: Вы говорили, что чтобы обрести нечто духовное, достаточно этого пожелать. Почему же мы настолько бедны духовно?

#00:14:00#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Потому что мы не хотим этого. Чем в большей степени мы будем желать этого, тем больше получим. Кришна бесконечно щедр, бесконечно дарует нам [духовное благо], поэтому Он ждет возможности отдать Себя нам.

#00:14:31#

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам…[1]

И Он говорит об этом во многих местах. Например, в этом санскритском стихе сказано: «Если ты отдаешь себя Мне, то Я отдаю Себя тебе». И когда мы слышали от нашего Шрилы Гуру Махараджа об идее любовного поиска потерянного слуги… Для нас естественно думать, что живое существо может искать Бога, но что Он [Всевышний] может искать живое существо, заниматься любовным поиском [Своего заблудшего слуги] — эта идея поразила нас, когда мы услышали об этом.

#00:15:34#

сакр̣д эва прапанно йас
тава̄смӣти ча йа̄чате…[2]

И сказано удивительным образом: если ты хоть раз от всего сердца скажешь Ему: «Я Твой», Он будет с тобой навсегда. Поэтому духовный процесс не зависит от каких-либо формальностей, внешних аспектов, но [он зависит] от этого состояния [предания себя Богу], от этого выражения чувств сердца.

#00:16:22#

Итак, нам нужно только суметь один раз выразить по-настоящему это желание сердца. Я не знаю, удалось ли это тебе, я знаю, удалось ли это мне, и про себя я могу сказать, что почти, но не вполне. И как знаете, в спорте есть такая пословица: «Почти не в счет, почти не считается». Но «почти» — это замечательно, даже от этого «почти» я обрел в своей жизни столь многое. Так или иначе, я сумел сохранить свою связь на протяжении своей жизни с этим прекрасным.

#00:17:33#

Не столь важно, что это была, может быть, не столь глубокая связь, или что ты не стал столь глубоким трансценденталистом, но, так или иначе, в твоей жизни главное, что ты сумел сохранить эту связь с этим удивительным началом. Это важно. Итак, даже от [неполного] выражения своего сердца я сумел обрести так много, так что говорить о том, если я сумею полностью выразить искреннее желание сердца?

#00:18:17#

А что касается отношений со Шрилой Гурудевом, то он не учитывает этого «почти» в том смысле, [что] для него «почти» столь же хорошо, как и «совсем». Поэтому с духовной стороны всегда все прекрасно. Моя проблема в том, что я часто забываю об этом. Но когда я помню об этом, тогда я вижу, насколько удивительна и благословенна моя жизнь, несмотря на то, кем я являюсь. Не благодаря тому, кем я являюсь, но — несмотря на то, кто я есть. Не может быть и речи о том, чтобы мы желали этого и не сумели обрести. Это исключено.

#00:19:38#

К нам приходит столь много помощи. У меня, как и у большинства людей, которые выросли с западными представлениями [о жизни], есть представление о преступлении и наказании. Но на этом пути не существует никаких идей преступления и наказания. Мы часто слышим подобные фразы от разных людей: «Бог наказывает этих людей за то, что они так [поступают]; Бог наказывает этих людей за то, что они такие [плохие]; тех людей за то, что они сякие». Бог никого не наказывает. Люди наказывают сами себя. И это было доказано научно. Каждое действие влечет за собой равное противодействие, и это научное знание.

#00:20:42#

У нас всегда есть склонность обвинить Бога: «Опять Он меня наказывает!» С чего Ему меня наказывать? Да с чего Ему даже смотреть на меня? [Смеется.] У Него есть более приятное занятие. У Него там безграничное веселье, так чтó, Он будет отрываться от этого, чтобы наказать меня?

#00:21:14#

Но я наказываю сам себя: благодаря своим глупым поступкам я вынужден сталкиваться с печальными последствиями. Но даже это не может остановить моего духовного продвижения. Поэтому с безграничной стороны к нам всегда идет только доброта. Если мы сумеем сохранить связь с этим, тогда мы будем продвигаться.

#00:22:01#

У нас есть разные представления о духовности. Но на самом деле духовность — это подобная привязанность сердца. Если в своем сердце мы сумеем сохранить привязанность к этому, тогда мы будем продвигаться вперед. Если мы хотим этого, то, без сомнений, обязательно получим.

#00:22:33#

Если мы хотим каких-то материальных вещей, то не обязательно мы их получим. Один человек запирает свой дом на ночь и молится при этом Богу: «О Господь! Сделай так, чтобы этой ночью никто меня не ограбил!» Грабитель при этом молится Богу точно так же: «О Господь! Пожалуйста, позволь мне этой ночью ограбить этот дом, чтоб меня никто не поймал!» Или как соревнования в спорте: московская команда молится Богу, команда из Питера молится Богу. Так на чьей стороне Господь? Или в боксе победитель думает: «Значит, Бог был на моей стороне». Но проигравший также думал, что Бог на его стороне.

#00:24:10#

Подобные вещи обладают преходящей природой. Однако подлинная духовность придет к нам, если мы только захотим этого. Более того, если мы не захотим этого, то это не может быть навязано нам. Если это навязывается, то это не может быть любовью.

#00:24:30#

…тава ниджа-джана, коно маха̄джане
               па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми[3]

Посланники Божественного, как об этом мы пели уже в одной из песен сегодня, приходят в этот мир и умоляют нас, поскольку мы глупы и не хотим этого: «Пожалуйста, примите это! Через это вы обретете счастье, полноту [блаженства], все, что только хотите. Пожалуйста, примите это».

#00:25:27#

Как наш Парам-Гуру Махарадж говорил, что в этом смысл слога «Ом». Мы иногда слышим: «Ом!» Но что это означает? Это означает: «Да! Да, я хочу этого!» А с другой стороны, с той стороны [со стороны духовного мира] Ом — это ответ, это также большое «Да»: «Да, это доступно для тебя! Ты можешь обрести это. Бери!» Гарантия, или вернем ваши деньги. [Смеется.]

#00:26:07#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» написано, что секс является корнем всех материальных страданий. Могли бы вы это объяснить?

#00:26:30#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, потому что это — выражение нашего желания быть наслаждающимся. А наше желание быть наслаждающимся — это первопричина нашего материального существования.

#00:26:07#

иччха̄-двеш̣а самутхена
двандва-мохена бха̄рата…[4]

В Бхагавад-гите есть стих, который описывает причину, почему мы оказались в этом мире. Он начинается со слова «иччха». Что означает иччха? Желание. Но какое желание является самым великим в этом мире? Это сексуальное желание, вожделение, кама. Это самое сильное желание в этом мире в любой форме жизни.

#00:27:24#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[5]

Махапрабху говорил: «Кем Я стремлюсь стать? Каково Мое настоящее положение? Нитья-дас — вечный слуга Кришны». Но сейчас я пытаюсь быть наслаждающимся. Но чем я пытаюсь наслаждаться? Всем тем, что не принадлежит, по сути, мне. Все что я вижу, будь то другие люди или прекрасные рассветы, или красивый вид, все это я склонен рассматривать с материальной точки зрения. Я думаю: «Каким образом это может принести мне пользу? Как я этим могу насладиться?» Это материальный взгляд на вещи.

#00:28:50#

Однако для духовного человека существует враг еще более опасный, чем вожделение. И этот враг называется пратиштха. Пратиштха означает, что я не только хочу наслаждаться, но я хочу, чтобы мне еще и поклонялись, чтобы меня уважали. Это еще один шаг, это развитие. Я хочу не только наслаждаться тобой, но я хочу, чтобы ты мне еще и поклонялся (поклонялась).

#00:29:47#

Итак, существует столь много опасностей. Но свыше, как мы уже начинали об этом говорить (может быть, не договорили до конца), свыше к нам приходит столь много помощи. Оттуда к нам не приходит никакого наказания, но напротив: настроение помощи и поддержки, оттуда нам всегда оказывают полную помощь и поддержку.

#00:30:09#

Подобные негативные вещи [вожделение и жажда славы] существуют в сердцах каждого из нас, иначе мы бы не оказались в материальном мире. Процесс не заключается в том, чтобы проверять, контролировать наше сердце, и каждый раз, когда у нас появляется некое материалистичное желание, нас необходимо подвергнуть наказанию: «А, у тебя материалистичные желания!» У нас у всех, у каждого в сердце есть материалистичные желания, иначе мы бы не оказались в материальном мире.

#00:30:59#

Однако все, что к нам приходит из духовного мира, из духовной реальности, будь это Имя Кришны, послания Кришны, преданные Кришны, Божество Кришны — все оттуда приходит, чтобы помочь нам. И когда мы соприкасаемся с духовным счастьем, то материальное счастье более не будет притягивать нас, больше не будет казаться притягательным. Если оно кажется нам привлекательным, то это лишь потому, что мы еще не соприкоснулись с духовным счастьем.

#00:31:49#

Например, студенту в вузе говорят: «Когда ты получишь хорошее образование, тогда ты получишь хорошую работу, зарплату и так далее». Но иногда у новичка, начинающего студента просто не хватает терпения, чтобы дождаться, когда он закончит образование. Он думает: «Нет, я лучше брошу вуз и пойду дальнобойщиком».

#00:32:22#

Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит: будьте решительны, вдохновенны и будьте терпеливы. Без этих качеств вы не сможете достичь успеха ни с духовной, ни с материальной точки зрения. Это возможно для нас — соприкоснуться с этим духовным экстазом, духовным счастьем. И когда мы соприкоснемся с этим, то все остальное перед нами поблекнет. И наши Гуру, учителя, которые являются садху… Кто такой садху? Садху означает «тот, кто кристально честен, предельно честен». И они, будучи садху, честными людьми, обещали нам: если вы будете верны этому, если вы будете просто идти по этому пути, то вы несомненно, обязательно обретете это.

#00:33:32#

И в конечном счете мы сможем увидеть, понять, что все наслаждение предназначено для Кришны. Все, что мы видим, чем можно насладиться… Мы сумеем увидеть, что на самом деле все это предназначено для наслаждения Кришны. Естественное понимание этого, естественное чувство подобного рода посетит наше сердце. Однако прежде чем это случится, необходимо чтобы в нашем сердце появилась некая подлинная любовь и привязанность к Кришне.

#00:34:29#

В материальном мире, когда мы говорим об отношениях между людьми, когда один человек испытывает любовь, привязанность, нежность к другому человеку, то он стремится подарить ему цветы или пишет ему поэтические послания, или водит в хорошие рестораны — столь много подобных проявлений отношений. И «Бхагаватам» говорит, что возможно преобразование подобных желаний в духовные, когда цветок мы хотим предложить Ему [Господу Кришне], когда мы хотим приготовить что-то замечательное и вкусное для Него.

#00:35:32#

Когда наше сердце заполняется духовной привязанностью, духовной нежностью, тогда естественным образом эти вещи трансформируются. Но, разумеется, очевидно при любом раскладе: именно это — то, о чем ты говоришь, — является главной причиной нашего существования в этом мире, это даже причина нашего рождения в этом мире, это то, благодаря чему размножаются формы жизни.

(первая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас



1  Йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, манушйа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣ — «Насколько человек посвящает себя Мне, настолько Я отвечаю ему взаимностью. Но в любом случае, Партха, каждый следует Моим путем» (Бхагавад-гита, 4.11).

2 Сакр̣д эва прапанно йас, тава̄смӣти ча йа̄чате / абхайам̇ сарвада̄ тасмаи, дада̄мй этад вратам̇ мама — «Вот Мой обет: если человек хотя бы однажды всерьез отдаст себя Мне со словами: „Мой дорогой Господь, с этого дня я Твой!“ — и будет молить Меня о бесстрашии, Я без промедления избавлю его от всех страхов. С этой минуты он постоянно будет в безопасности» («Рамаяна», Юддха-кханда, 18.33; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.34).

3  Эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даиньятмика», 1).

4  Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении» (Бхагавад-гита, 7.27).

5  Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).




←  «Высшая Реальность — наш лучший друг» (часть 1). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 20 марта 2008 года | Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Махапрабху пришел, чтобы прославить Шримати Радхарани». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 февраля 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.7 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Высшая реальность — наш друг
(часть 2)

(20 марта 2008 года | Москва, Кисельный)

 

Бхагавад-гита — это книга, не относящаяся к какой-либо секте. Она говорит, что настоящие проблемы, с которыми люди сталкиваются в этом мире, — это старость, болезни и смерть.

#00:00:31#

В своем уме, про себя я все еще думаю часто, что мне девятнадцать лет, чувствую себя девятнадцатилетним, но когда я смотрю в зеркало, мне страшно. Я не хочу стареть, но день за днем, минута за минутой это происходит. Я не хочу болеть. Иногда, может быть, я не хожу к врачам, потому что мне было бы неприятно узнать, сколь много у меня болезней сейчас уже. [Смеется.] Несколько лет назад, например, я пошел к врачу и выяснил, что у меня на протяжении тридцати пяти лет была болезнь, о которой я даже не подозревал.

#00:01:22#

И в конечном счете, разумеется, я не хочу умирать. Не то что бы я поглощен или озабочен страхом смерти или еще что-то, но я не хочу умирать. Я не хочу упускать все возможности, что дает мне жизнь. Сейчас мне уже пятьдесят восемь лет, поэтому сколько мне осталось? По всей видимости, не так много. И та самая вещь [физическое тело], с которой я сейчас отождествляю себя, по отношению к которой я оказываю столь много заботы, нежности, неизбежно должна будет выброшена через какое-то время. Этот мешок с нечистотами, с которым я сейчас отождествляю себя, спустя какое-то время станет совершено бесполезен и будет выброшен, как мусор.

#00:03:00#

Поскольку я последователь восточной [школы] мысли, то скорее всего это [тело] будет брошено в огонь. Если мне повезет, и я умру в Индии, то это будет стоить всего двадцать долларов. Если мы приверженцы западной школы [мысли], то тогда после нашей смерти, в зависимости от нашего финансового благополучия, [наше тело] положат в ящик — в более красивый ящик, если мы богаты, или в более простой ящик, если мы не столь богаты, — и закопают в землю, где нас съедят черви.

#00:03:57#

Все эти вещи истинны, они верны вне зависимости от нашего положения, от нашего мировоззрения, верующие мы или атеисты, коммунисты, капиталисты — кем бы мы ни были, это абсолютные факты. Итак, наше предложение таково: невозможно через материализм обрести подлинное счастье, исполнить свои подлинные желания. Разумеется, это не новость. Люди и в прежние времена были склонны задумываться, даже в Америке — и в прежние времена, и сейчас — были люди философского склада, которые задумывались о жизни.

#00:05:02#

Около сотни лет назад в Америке жили люди, которых иногда называют американскими трансценденталистами, такие как Торо, Эмерсон. Итак, вдумчивые, разумные люди пришли к должным заключениям. Речь не идет о глупцах — об умных людях. Понимание духовности — это не удел глупцов, но, опять же, это также никак не связано с мирскими представлениями об уровне интеллекта. Речь идет о том, чтобы быть по-настоящему вдумчивым и разумным, то есть задуматься о том, что такое жизнь по своей природе, в чем смысл жизни, суть. Итак, к сожалению, я мог бы продолжать дальше и дальше, но не стану.

#00:06:15#

Мы испытываем потребность думать об этих вещах, это наша потребность. В наших с вами странах, культурах мы не столь хорошо осведомлены о многообразии различных форм, возможностей жизни, и мы не знаем, какая именно форма существования предначертана нам в следующей жизни, потому что хотя наши страны могут быть очень развиты и продвинуты во внешней науке [материалистичном знании], но во внутренней науке [духовном знании] они несведущи.

#00:07:17#

Из восточной школы мысли мы узнаем о том, что существует 8 400 000 форм жизни, и мы в своем существовании, в своем путешествии по этому миру проходим через все эти формы жизни по циклу. Но только когда мы оказываемся в человеческой форме жизни, у нас появляется возможность задуматься над этими вещами и, более того, найти решение. В конечном счете именно для этого предназначена человеческая жизнь, но едва ли мы находим возможность задуматься об этом.

Может быть, у кого-то есть вопросы?

#00:08:16#

Вопрос: Ваше Святейшество, в мире существует много Гуру. А чем именно привлек вас Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж?

#00:08:41#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Хотел бы я, чтобы я мог сказать это. На самом деле да, я видел многие из его удивительных качеств, но что на самом деле привлекло меня к нему — это прямое указание его Гуру [Шрилы Шридхара Махараджа]. Мой Гуру сказал мне и фактически всем нам, всем его последователям: «Если у вас есть хоть какая-то нежность и привязанность ко мне, то служите Шриле Говинде Махараджу, и через это служение вы сможете увидеть, сколь удивительными качествами он обладает».

#00:09:37#

Однако речь не идет ни в коем случае о том, что я мог бы дать некий «сертификат качества», что он, Шрила Говинда Махарадж, обладает некими духовными качествами, потому что мы ни в коем случае не находимся на одном духовном уровне. Я могу видеть только до той степени, до какой позволяет видеть мой уровень сознания, а мой уровень сознания не столь продвинут. Однако что я могу видеть, то я вижу: его нежность, любовь, терпение. Это те самые качества, которые мы ожидаем от духовного человека вне зависимости от того, какой именно духовной практикой он занимается.

#00:10:40#

Если мы спросим любого человека в любой стране: «Какими качествами, как вы думаете, как вы ожидаете, должен обладать духовный человек, святой?», большинство людей описало бы одни и те же, схожие качества. Итак, с нашего нынешнего положения, с внешней точки зрения, мы можем видеть по крайней мере эти внешние качества: он очень добр, сострадателен, нежен, внимателен, терпелив.

#00:11:40#

Мы не можем себе представить даже, что существует в безграничном мире. Например, единственный интерес Шри Кришны, которого мы принимаем как верховную абсолютную Личность Бога, — счастье и благоденствие Его близких спутников, можем сказать, Его преданных. И во столь многих духовных людях, духовных личностях мы видим эту склонность: они склонны в большей степени заботиться о нас, нежели о собственном благе. И поначалу я этого не видел, это было скрыто, сейчас я вижу это в большей степени.

#00:12:46#

Вы увидите, что большинство людей, которые связаны с Его Божественной Милостью, также видят эти качества в нем. Любой, кто соприкасался с Его Божественной Милостью на несколько мгновений или на несколько месяцев, лет, видел в нем подобные качества.

Есть ли еще вопросы?

#00:13:31#

Вопрос: Вы говорили, что чтобы обрести нечто духовное, достаточно этого пожелать. Почему же мы настолько бедны духовно?

#00:14:00#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Потому что мы не хотим этого. Чем в большей степени мы будем желать этого, тем больше получим. Кришна бесконечно щедр, бесконечно дарует нам [духовное благо], поэтому Он ждет возможности отдать Себя нам.

#00:14:31#

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам…[1]

И Он говорит об этом во многих местах. Например, в этом санскритском стихе сказано: «Если ты отдаешь себя Мне, то Я отдаю Себя тебе». И когда мы слышали от нашего Шрилы Гуру Махараджа об идее любовного поиска потерянного слуги… Для нас естественно думать, что живое существо может искать Бога, но что Он [Всевышний] может искать живое существо, заниматься любовным поиском [Своего заблудшего слуги] — эта идея поразила нас, когда мы услышали об этом.

#00:15:34#

сакр̣д эва прапанно йас
тава̄смӣти ча йа̄чате…[2]

И сказано удивительным образом: если ты хоть раз от всего сердца скажешь Ему: «Я Твой», Он будет с тобой навсегда. Поэтому духовный процесс не зависит от каких-либо формальностей, внешних аспектов, но [он зависит] от этого состояния [предания себя Богу], от этого выражения чувств сердца.

#00:16:22#

Итак, нам нужно только суметь один раз выразить по-настоящему это желание сердца. Я не знаю, удалось ли это тебе, я знаю, удалось ли это мне, и про себя я могу сказать, что почти, но не вполне. И как знаете, в спорте есть такая пословица: «Почти не в счет, почти не считается». Но «почти» — это замечательно, даже от этого «почти» я обрел в своей жизни столь многое. Так или иначе, я сумел сохранить свою связь на протяжении своей жизни с этим прекрасным.

#00:17:33#

Не столь важно, что это была, может быть, не столь глубокая связь, или что ты не стал столь глубоким трансценденталистом, но, так или иначе, в твоей жизни главное, что ты сумел сохранить эту связь с этим удивительным началом. Это важно. Итак, даже от [неполного] выражения своего сердца я сумел обрести так много, так что говорить о том, если я сумею полностью выразить искреннее желание сердца?

#00:18:17#

А что касается отношений со Шрилой Гурудевом, то он не учитывает этого «почти» в том смысле, [что] для него «почти» столь же хорошо, как и «совсем». Поэтому с духовной стороны всегда все прекрасно. Моя проблема в том, что я часто забываю об этом. Но когда я помню об этом, тогда я вижу, насколько удивительна и благословенна моя жизнь, несмотря на то, кем я являюсь. Не благодаря тому, кем я являюсь, но — несмотря на то, кто я есть. Не может быть и речи о том, чтобы мы желали этого и не сумели обрести. Это исключено.

#00:19:38#

К нам приходит столь много помощи. У меня, как и у большинства людей, которые выросли с западными представлениями [о жизни], есть представление о преступлении и наказании. Но на этом пути не существует никаких идей преступления и наказания. Мы часто слышим подобные фразы от разных людей: «Бог наказывает этих людей за то, что они так [поступают]; Бог наказывает этих людей за то, что они такие [плохие]; тех людей за то, что они сякие». Бог никого не наказывает. Люди наказывают сами себя. И это было доказано научно. Каждое действие влечет за собой равное противодействие, и это научное знание.

#00:20:42#

У нас всегда есть склонность обвинить Бога: «Опять Он меня наказывает!» С чего Ему меня наказывать? Да с чего Ему даже смотреть на меня? [Смеется.] У Него есть более приятное занятие. У Него там безграничное веселье, так чтó, Он будет отрываться от этого, чтобы наказать меня?

#00:21:14#

Но я наказываю сам себя: благодаря своим глупым поступкам я вынужден сталкиваться с печальными последствиями. Но даже это не может остановить моего духовного продвижения. Поэтому с безграничной стороны к нам всегда идет только доброта. Если мы сумеем сохранить связь с этим, тогда мы будем продвигаться.

#00:22:01#

У нас есть разные представления о духовности. Но на самом деле духовность — это подобная привязанность сердца. Если в своем сердце мы сумеем сохранить привязанность к этому, тогда мы будем продвигаться вперед. Если мы хотим этого, то, без сомнений, обязательно получим.

#00:22:33#

Если мы хотим каких-то материальных вещей, то не обязательно мы их получим. Один человек запирает свой дом на ночь и молится при этом Богу: «О Господь! Сделай так, чтобы этой ночью никто меня не ограбил!» Грабитель при этом молится Богу точно так же: «О Господь! Пожалуйста, позволь мне этой ночью ограбить этот дом, чтоб меня никто не поймал!» Или как соревнования в спорте: московская команда молится Богу, команда из Питера молится Богу. Так на чьей стороне Господь? Или в боксе победитель думает: «Значит, Бог был на моей стороне». Но проигравший также думал, что Бог на его стороне.

#00:24:10#

Подобные вещи обладают преходящей природой. Однако подлинная духовность придет к нам, если мы только захотим этого. Более того, если мы не захотим этого, то это не может быть навязано нам. Если это навязывается, то это не может быть любовью.

#00:24:30#

…тава ниджа-джана, коно маха̄джане
               па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми[3]

Посланники Божественного, как об этом мы пели уже в одной из песен сегодня, приходят в этот мир и умоляют нас, поскольку мы глупы и не хотим этого: «Пожалуйста, примите это! Через это вы обретете счастье, полноту [блаженства], все, что только хотите. Пожалуйста, примите это».

#00:25:27#

Как наш Парам-Гуру Махарадж говорил, что в этом смысл слога «Ом». Мы иногда слышим: «Ом!» Но что это означает? Это означает: «Да! Да, я хочу этого!» А с другой стороны, с той стороны [со стороны духовного мира] Ом — это ответ, это также большое «Да»: «Да, это доступно для тебя! Ты можешь обрести это. Бери!» Гарантия, или вернем ваши деньги. [Смеется.]

#00:26:07#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» написано, что секс является корнем всех материальных страданий. Могли бы вы это объяснить?

#00:26:30#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, потому что это — выражение нашего желания быть наслаждающимся. А наше желание быть наслаждающимся — это первопричина нашего материального существования.

#00:26:07#

иччха̄-двеш̣а самутхена
двандва-мохена бха̄рата…[4]

В Бхагавад-гите есть стих, который описывает причину, почему мы оказались в этом мире. Он начинается со слова «иччха». Что означает иччха? Желание. Но какое желание является самым великим в этом мире? Это сексуальное желание, вожделение, кама. Это самое сильное желание в этом мире в любой форме жизни.

#00:27:24#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[5]

Махапрабху говорил: «Кем Я стремлюсь стать? Каково Мое настоящее положение? Нитья-дас — вечный слуга Кришны». Но сейчас я пытаюсь быть наслаждающимся. Но чем я пытаюсь наслаждаться? Всем тем, что не принадлежит, по сути, мне. Все что я вижу, будь то другие люди или прекрасные рассветы, или красивый вид, все это я склонен рассматривать с материальной точки зрения. Я думаю: «Каким образом это может принести мне пользу? Как я этим могу насладиться?» Это материальный взгляд на вещи.

#00:28:50#

Однако для духовного человека существует враг еще более опасный, чем вожделение. И этот враг называется пратиштха. Пратиштха означает, что я не только хочу наслаждаться, но я хочу, чтобы мне еще и поклонялись, чтобы меня уважали. Это еще один шаг, это развитие. Я хочу не только наслаждаться тобой, но я хочу, чтобы ты мне еще и поклонялся (поклонялась).

#00:29:47#

Итак, существует столь много опасностей. Но свыше, как мы уже начинали об этом говорить (может быть, не договорили до конца), свыше к нам приходит столь много помощи. Оттуда к нам не приходит никакого наказания, но напротив: настроение помощи и поддержки, оттуда нам всегда оказывают полную помощь и поддержку.

#00:30:09#

Подобные негативные вещи [вожделение и жажда славы] существуют в сердцах каждого из нас, иначе мы бы не оказались в материальном мире. Процесс не заключается в том, чтобы проверять, контролировать наше сердце, и каждый раз, когда у нас появляется некое материалистичное желание, нас необходимо подвергнуть наказанию: «А, у тебя материалистичные желания!» У нас у всех, у каждого в сердце есть материалистичные желания, иначе мы бы не оказались в материальном мире.

#00:30:59#

Однако все, что к нам приходит из духовного мира, из духовной реальности, будь это Имя Кришны, послания Кришны, преданные Кришны, Божество Кришны — все оттуда приходит, чтобы помочь нам. И когда мы соприкасаемся с духовным счастьем, то материальное счастье более не будет притягивать нас, больше не будет казаться притягательным. Если оно кажется нам привлекательным, то это лишь потому, что мы еще не соприкоснулись с духовным счастьем.

#00:31:49#

Например, студенту в вузе говорят: «Когда ты получишь хорошее образование, тогда ты получишь хорошую работу, зарплату и так далее». Но иногда у новичка, начинающего студента просто не хватает терпения, чтобы дождаться, когда он закончит образование. Он думает: «Нет, я лучше брошу вуз и пойду дальнобойщиком».

#00:32:22#

Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит: будьте решительны, вдохновенны и будьте терпеливы. Без этих качеств вы не сможете достичь успеха ни с духовной, ни с материальной точки зрения. Это возможно для нас — соприкоснуться с этим духовным экстазом, духовным счастьем. И когда мы соприкоснемся с этим, то все остальное перед нами поблекнет. И наши Гуру, учителя, которые являются садху… Кто такой садху? Садху означает «тот, кто кристально честен, предельно честен». И они, будучи садху, честными людьми, обещали нам: если вы будете верны этому, если вы будете просто идти по этому пути, то вы несомненно, обязательно обретете это.

#00:33:32#

И в конечном счете мы сможем увидеть, понять, что все наслаждение предназначено для Кришны. Все, что мы видим, чем можно насладиться… Мы сумеем увидеть, что на самом деле все это предназначено для наслаждения Кришны. Естественное понимание этого, естественное чувство подобного рода посетит наше сердце. Однако прежде чем это случится, необходимо чтобы в нашем сердце появилась некая подлинная любовь и привязанность к Кришне.

#00:34:29#

В материальном мире, когда мы говорим об отношениях между людьми, когда один человек испытывает любовь, привязанность, нежность к другому человеку, то он стремится подарить ему цветы или пишет ему поэтические послания, или водит в хорошие рестораны — столь много подобных проявлений отношений. И «Бхагаватам» говорит, что возможно преобразование подобных желаний в духовные, когда цветок мы хотим предложить Ему [Господу Кришне], когда мы хотим приготовить что-то замечательное и вкусное для Него.

#00:35:32#

Когда наше сердце заполняется духовной привязанностью, духовной нежностью, тогда естественным образом эти вещи трансформируются. Но, разумеется, очевидно при любом раскладе: именно это — то, о чем ты говоришь, — является главной причиной нашего существования в этом мире, это даже причина нашего рождения в этом мире, это то, благодаря чему размножаются формы жизни.

(первая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас



[1] Йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, манушйа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣ — «Насколько человек посвящает себя Мне, настолько Я отвечаю ему взаимностью. Но в любом случае, Партха, каждый следует Моим путем» (Бхагавад-гита, 4.11).

[2] Сакр̣д эва прапанно йас, тава̄смӣти ча йа̄чате / абхайам̇ сарвада̄ тасмаи, дада̄мй этад вратам̇ мама — «Вот Мой обет: если человек хотя бы однажды всерьез отдаст себя Мне со словами: „Мой дорогой Господь, с этого дня я Твой!“ — и будет молить Меня о бесстрашии, Я без промедления избавлю его от всех страхов. С этой минуты он постоянно будет в безопасности» («Рамаяна», Юддха-кханда, 18.33; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.34).

[3] Эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даиньятмика», 1).

[4] Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении» (Бхагавад-гита, 7.27).

[5] Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования