скачать (формат MP4, 41.23M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Практика духовной жизни в условиях кризиса
(18 декабря 2008 года. Интервью. Томск)
Девушка-интервьюер: Понятно. Ну а если, допустим, мы говорим о том, как нужно жить, чтобы достигнуть чего-либо, как выходить из ситуации. Давайте поговорим о каких-то явных примерах. Сейчас весь мир обеспокоен решением какой проблемы? Финансового кризиса. Каждая страна, каждый город переживает это по-разному. Россия не стала исключением, и это нас даже в большей степени коснулось, чем американцев. Дайте какой-то философский совет россиянам, томичам. Как нужно вести себя, чтобы этот кризис как-то пережить легче? Кризис в чем? Он материален или какое-то духовное начало [содержится] в нем?
#00:01:15#
Шрила Госвами Махарадж: Вот здесь и начинается ценность философии. Обычно люди говорят: «Зачем философия вообще нужна? Это какие-то эзотерические, незначительные исследования».
#00:01:35#
Но когда речь заходит о кризисе, а кризис — это не только финансовый кризис, но высший из всех кризисов в этом мире — это проблема смерти, в этот момент философия неожиданно обретает свою ценность.
#00:02:00#
Когда нашему Гуру Махараджу задали подобный вопрос, он ответил следующим образом: «То, что вы описываете, это событие — всего лишь точка, точка на прямой. Прямая состоит из бесчисленного множества точек». Эти вещи случаются по циклу. Этот мир иногда характеризуют следующими качествами: рождение, старость, болезни и смерть. Мы живем в мире двойственности, в мире эксплуатации.
#00:02:43#
Интересно заметить, что все нынешние руководители, финансовые лидеры, финансовые эксперты закончили лучшие образовательные учреждения в области экономики. У них есть свои экономические гуру, их теории, экономические системы.
#00:03:02#
Но что же произошло? В конечном счете это все неподвластно им. Мир неподвластен им. Что уж говорить о финансовом мире? Мир вообще неподвластен [людям].
#00:03:20#
Мы слышали слова, что даже травинка не шелохнется без воли Господа. Тогда у людей возникает сомнение и вопросы: «Но почему? Неужели Бог устраивает все, действует таким образом, словно Он мой враг? Или, быть может, у Него какие-то другие мотивы, другие желания за поступками?» Подобно тому, как ребенок часто не понимает истинные мотивы его матери в воспитании.
#00:04:14#
Наконец мы должны принять ответственность: те обстоятельства, кармические обстоятельства, в которых я ныне нахожусь, только я сам являюсь их причиной, я сам их породил. В этот момент мы можем исправить ситуацию. Человек, пришедший к такому пониманию, сумеет легко пережить все взлеты и падения, будь то события финансового мира или иные.
#00:05:05#
Еще раз повторимся, что всякий раз, когда вы переносите свои идеальные ожидания на этот неидеальный, несовершенный мир или на каких-то людей в этом мире, то, несомненно, каждый раз вы будете сталкиваться с разочарованием, потому что этот мир не в состоянии отвечать вашим ожиданиям от идеала. Поэтому то, что вы можете реально изменить, это то, как вы рассматриваете вещи вокруг вас. Это называется философией, а на санскрите это называется даршан. Даршан дословно означает «взглянуть на вещи по-новому».
#00:05:44#
Девушка-интервьюер: Можно вопрос? Как найти силы в себе взглянуть на мир по-новому, если, допустим, следующая ситуация: семья, которая и без того жила, быть может, не очень богато, работала на каком-то предприятии, которое сократило этих людей ввиду экономического кризиса? Люди остались без средств к существованию. У них есть, возможно, дети. Как найти в себе силы, если ты очень сильно зависишь от материального положения, страны, каких-то ситуаций, [как] оставить это и обратиться к каким-то духовным вещам, когда нужно кормить ребенка?
#00:06:43#
Шрила Госвами Махарадж: Именно такое положение, такой момент является оптимальным для начала духовных поисков, потому что когда человек вполне успешен материально, он не испытывает нужды в духовном. В этом случае все интересы человека направлены только вовне, и он теряет интерес к духовному. Но во времена кризиса, во времена неблагоприятных обстоятельств у нас не остается иного выбора, кроме как начать искать ответы внутри себя.
#00:07:28#
Не так давно умер Александр Солженицын. Он известен своими произведениями, такими как «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и многими другими. Где он находился, когда написал их? В ГУЛАГЕ, то есть в самых дурных обстоятельствах, которые можно себе представить. Вот о чем я говорю. Он мог бы возмущаться: «Это не подобающее место для писателя! Если я должен писать, то мне нужно это, другое, множество [благоприятных] обстоятельств». Но именно в тех обстоятельствах он сумел заглянуть глубоко внутрь себя, и, соответственно, его произведения приобрели подлинную глубину.
#00:08:28#
Понятно, что не каждый является Александром Солженицыным, но благодаря его примеру мы можем чему-то научиться.
#00:08:35#
Девушка-интервьюер: Построим тогда следующую логическую цепочку: у людей неправильные ориентиры, и необходимо ориентироваться на [духовные] вещи, как вы говорите, проекции, на Абсолют. Вот случилась эта ситуация. Может быть, это некий урок, чтобы научить людей, может быть путем каких-то экстренных мер иначе относиться к жизни, к себе, к каким-то своим идеалам. Можно так предположить?
#00:09:22#
Шрила Госвами Махарадж: Да, при условии, что люди достаточно удачливы, чтобы относиться ко всему именно таким образом.
Девушка-интервьюер: Ага. Понятно.
#00:09:32#
Шрила Госвами Махарадж: Тогда эти события могут служить катализатором для духовного поиска.
#00:09:36#
Девушка-интервьюер: Тогда я делаю вывод, что главный совет от вас на данном этапе для томичей, для россиян, как спастись в эпоху кризиса — просто заняться своим духовным совершенствованием?
#00:10:05#
Шрила Госвами Махарадж: Если попытаться выразить одной фразой мой совет, то мой совет таков: постарайтесь глубоко окунуться в реальность. Реальность — это нечто в субъективном мире. Любовь невозможно доказать, красоту невозможно доказать.
#00:10:27#
Только недавно одна девушка родом из Сибири стала Мисс мира. Никто не может доказать, что она самая красивая девушка в мире. Но все же судьи сумели что-то увидеть в ней и наградили ее этим положением.
#00:10:58#
Итак, даже то, что субъективная сторона вещей не может быть доказана или воспринята объективным образом, это не делает ее менее настоящей или менее существенной.
#00:11:11#
Как и любая жизнь, человеческая жизнь временна. В таком случае что же мы должны вынести из этой жизни? Что же мы должны вынести из этого периода, когда у нас есть возможность видеть, наблюдать, мыслить, действовать? Что мы должны вынести? Что-то, что останется навсегда. Что-то, что сохранит свою ценность даже за пределами этой временной жизни.
#00:11:49#
Духовная культура дает свой ответ именно на эту потребность. Наиболее утонченный аспект духовной жизни олицетворен в Кришна-концепции Божественного.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 29.9 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Практика духовной жизни в условиях кризиса
(18 декабря 2008 года. Интервью. Томск)
Девушка-интервьюер: Понятно. Ну а если, допустим, мы говорим о том, как нужно жить, чтобы достигнуть чего-либо, как выходить из ситуации. Давайте поговорим о каких-то явных примерах. Сейчас весь мир обеспокоен решением какой проблемы? Финансового кризиса. Каждая страна, каждый город переживает это по-разному. Россия не стала исключением, и это нас даже в большей степени коснулось, чем американцев. Дайте какой-то философский совет россиянам, томичам. Как нужно вести себя, чтобы этот кризис как-то пережить легче? Кризис в чем? Он материален или какое-то духовное начало [содержится] в нем?
#00:01:15#
Шрила Госвами Махарадж: Вот здесь и начинается ценность философии. Обычно люди говорят: «Зачем философия вообще нужна? Это какие-то эзотерические, незначительные исследования».
#00:01:35#
Но когда речь заходит о кризисе, а кризис — это не только финансовый кризис, но высший из всех кризисов в этом мире — это проблема смерти, в этот момент философия неожиданно обретает свою ценность.
#00:02:00#
Когда нашему Гуру Махараджу задали подобный вопрос, он ответил следующим образом: «То, что вы описываете, это событие — всего лишь точка, точка на прямой. Прямая состоит из бесчисленного множества точек». Эти вещи случаются по циклу. Этот мир иногда характеризуют следующими качествами: рождение, старость, болезни и смерть. Мы живем в мире двойственности, в мире эксплуатации.
#00:02:43#
Интересно заметить, что все нынешние руководители, финансовые лидеры, финансовые эксперты закончили лучшие образовательные учреждения в области экономики. У них есть свои экономические гуру, их теории, экономические системы.
#00:03:02#
Но что же произошло? В конечном счете это все неподвластно им. Мир неподвластен им. Что уж говорить о финансовом мире? Мир вообще неподвластен [людям].
#00:03:20#
Мы слышали слова, что даже травинка не шелохнется без воли Господа. Тогда у людей возникает сомнение и вопросы: «Но почему? Неужели Бог устраивает все, действует таким образом, словно Он мой враг? Или, быть может, у Него какие-то другие мотивы, другие желания за поступками?» Подобно тому, как ребенок часто не понимает истинные мотивы его матери в воспитании.
#00:04:14#
Наконец мы должны принять ответственность: те обстоятельства, кармические обстоятельства, в которых я ныне нахожусь, только я сам являюсь их причиной, я сам их породил. В этот момент мы можем исправить ситуацию. Человек, пришедший к такому пониманию, сумеет легко пережить все взлеты и падения, будь то события финансового мира или иные.
#00:05:05#
Еще раз повторимся, что всякий раз, когда вы переносите свои идеальные ожидания на этот неидеальный, несовершенный мир или на каких-то людей в этом мире, то, несомненно, каждый раз вы будете сталкиваться с разочарованием, потому что этот мир не в состоянии отвечать вашим ожиданиям от идеала. Поэтому то, что вы можете реально изменить, это то, как вы рассматриваете вещи вокруг вас. Это называется философией, а на санскрите это называется даршан. Даршан дословно означает «взглянуть на вещи по-новому».
#00:05:44#
Девушка-интервьюер: Можно вопрос? Как найти силы в себе взглянуть на мир по-новому, если, допустим, следующая ситуация: семья, которая и без того жила, быть может, не очень богато, работала на каком-то предприятии, которое сократило этих людей ввиду экономического кризиса? Люди остались без средств к существованию. У них есть, возможно, дети. Как найти в себе силы, если ты очень сильно зависишь от материального положения, страны, каких-то ситуаций, [как] оставить это и обратиться к каким-то духовным вещам, когда нужно кормить ребенка?
#00:06:43#
Шрила Госвами Махарадж: Именно такое положение, такой момент является оптимальным для начала духовных поисков, потому что когда человек вполне успешен материально, он не испытывает нужды в духовном. В этом случае все интересы человека направлены только вовне, и он теряет интерес к духовному. Но во времена кризиса, во времена неблагоприятных обстоятельств у нас не остается иного выбора, кроме как начать искать ответы внутри себя.
#00:07:28#
Не так давно умер Александр Солженицын. Он известен своими произведениями, такими как «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и многими другими. Где он находился, когда написал их? В ГУЛАГЕ, то есть в самых дурных обстоятельствах, которые можно себе представить. Вот о чем я говорю. Он мог бы возмущаться: «Это не подобающее место для писателя! Если я должен писать, то мне нужно это, другое, множество [благоприятных] обстоятельств». Но именно в тех обстоятельствах он сумел заглянуть глубоко внутрь себя, и, соответственно, его произведения приобрели подлинную глубину.
#00:08:28#
Понятно, что не каждый является Александром Солженицыным, но благодаря его примеру мы можем чему-то научиться.
#00:08:35#
Девушка-интервьюер: Построим тогда следующую логическую цепочку: у людей неправильные ориентиры, и необходимо ориентироваться на [духовные] вещи, как вы говорите, проекции, на Абсолют. Вот случилась эта ситуация. Может быть, это некий урок, чтобы научить людей, может быть путем каких-то экстренных мер иначе относиться к жизни, к себе, к каким-то своим идеалам. Можно так предположить?
#00:09:22#
Шрила Госвами Махарадж: Да, при условии, что люди достаточно удачливы, чтобы относиться ко всему именно таким образом.
Девушка-интервьюер: Ага. Понятно.
#00:09:32#
Шрила Госвами Махарадж: Тогда эти события могут служить катализатором для духовного поиска.
#00:09:36#
Девушка-интервьюер: Тогда я делаю вывод, что главный совет от вас на данном этапе для томичей, для россиян, как спастись в эпоху кризиса — просто заняться своим духовным совершенствованием?
#00:10:05#
Шрила Госвами Махарадж: Если попытаться выразить одной фразой мой совет, то мой совет таков: постарайтесь глубоко окунуться в реальность. Реальность — это нечто в субъективном мире. Любовь невозможно доказать, красоту невозможно доказать.
#00:10:27#
Только недавно одна девушка родом из Сибири стала Мисс мира. Никто не может доказать, что она самая красивая девушка в мире. Но все же судьи сумели что-то увидеть в ней и наградили ее этим положением.
#00:10:58#
Итак, даже то, что субъективная сторона вещей не может быть доказана или воспринята объективным образом, это не делает ее менее настоящей или менее существенной.
#00:11:11#
Как и любая жизнь, человеческая жизнь временна. В таком случае что же мы должны вынести из этой жизни? Что же мы должны вынести из этого периода, когда у нас есть возможность видеть, наблюдать, мыслить, действовать? Что мы должны вынести? Что-то, что останется навсегда. Что-то, что сохранит свою ценность даже за пределами этой временной жизни.
#00:11:49#
Духовная культура дает свой ответ именно на эту потребность. Наиболее утонченный аспект духовной жизни олицетворен в Кришна-концепции Божественного.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас