«Гаура-пурнима» (часть 2)Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 21 марта 2008 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 17.74M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гаура-пурнима
(часть 2)

(21 марта 2008 года. Москва, Кисельный)


дева-сабха̄ карена милийа̄ ш́иш́у-ган̣е
пр̣тхивӣра рӯпе кеха каре ниведане

табе пр̣тхвӣ лаийа̄ сабе надӣ-тӣре йа̄йа
ш́иш́у-ган̣а мели’ стути каре ӯрдхвара̄йа

кона ш́иш́у лука̄ийа̄ ӯрдхва кари’ боле
«джанмиба̄н̇а гийа̄ а̄ми матхура̄-гокуле»

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 9.15–17)

«Однажды Нитай и Его друзья изображали собрание богов, а один из мальчиков в роли Матери Земли возносил им молитвы. Затем все они отправились на берег реки и стали молиться. Один из мальчиков, спрятавшись, громко произнес: „Скоро Я явлюсь в Матхуре, Гокуле“».

#00:00:54#

И все правы. [Смеется.] Все были правы в своих мнениях. Так же, как иногда говорится, что у разных людей могут быть разные мнения о Шри Чайтанье Махапрабху: кто-то говорит о Нем, что Он воплощение Кришны, кто-то говорит о Нем, что Он воплощение Вишну. На самом деле все они правы.

#00:01:35#

Мне, может быть, сложно «переварить» подобные вещи: «Нет, я хочу понять, что вот этот человек не прав, вот этот человек, вот этот человек не правы». Но настроение вайшнавов совершенно не таково. Не бывает правильного, неправильного, «хорошо», «плохо». В вайшнавизме нет черного, белого. В вайшнавизме нет такого подхода.

#00:02:09#

[Диалог на английском. Уточняют, какая программа будет и во сколько.]

Преданный: В шесть часов арати, лекция, потом пуджа Гауранге, киртан и пир.

Шрипад Вайшнав Махарадж: А какая пуджа Гауранге?

Преданный: Пушпа. Все преданные подходят к изображению Гауранги и предлагают Ему пушпу.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Так или иначе, посмотрим.

#00:03:30#

Вопрос: Можете объяснить, что такое сахаджия?

#00:03:39#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это происходит от термина «сахадж», что означает «легкий», «легко». Когда мы думаем, что мы обрели что-то существенное так легко, так незатруднительно, то это не может соответствовать истине.

#00:04:45#

Каждый вечер мы поем это арати, в котором содержится концепция Шрилы Гуру Махараджа, и там есть такие слова: э-рӯпа а̄роти брахма̄ ш́амбху агочара[1] — «Даже Господь Брахма, глава нашей сампрадаи, и даже Господь Шива, который является одним из величайших вайшнавов, даже они не могут обрести доступ к этой концепции, даже они не могут постичь этого». Так как же мы тогда смеем думать, что мы уже достигли глубокого понимания, что мы уже можем кататься по полу [от переполняющих нас духовных чувств] или что мы обрели глубокое понимание.

#00:05:34#

Когда мы думаем, что мы более продвинуты, чем мы есть на самом деле, и когда мы даем другим понять, показываем перед другими, что мы более продвинуты, чем мы есть, то это является разновидностью сахаджии. Разумеется, есть разные виды сахаджии. Есть грубые и легко заметные, очевидные формы сахаджии — когда люди катаются по земле, плачут или когда мужчины одеваются в женские сари и так далее. Итак, в двух словах: когда это [обретение подлинно духовного] становится слишком легко — это сахаджия.

#00:06:32#

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха…[2]

Мы были в материальном существовании на протяжении бессчетного числа жизней. Сказано, что невозможно даже сосчитать, сколь долго мы находились здесь. Так как же мы тогда надеемся, что мы за несколько недель, за короткое время сумеем обрести Кришну? И даже если бы мы на самом деле обрели это, то мы бы никогда этого не показали. Я ответил на ваш вопрос? [Неразборчиво.]

Ашутош Кришна Прабху: Что? Ответить или спросить? Спросить?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Время еще есть на ответы? [Из зала неразборчиво.]

#00:07:38#

Вопрос: Хотела спросить. Шридхар Махарадж готовил себе пищу сам, не доверял никому…

Шрипад Вайшнав Махарадж: Кто это сказал?

Спросившая: Ну, где-то в писаниях…

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, это неправда.

Спросившая: Он боялся за свой уровень сознания.

#00:08:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Его уровень сознания был в полной безопасности. И он принимал прасад из рук вайшнавов. Потому что такова вся наша практика. У нас сейчас, например, повар… Кто сейчас готовит? Есть [ли кто-нибудь] из кухонной команды здесь?

Рам Рай Прабху: Банкин Чанд Прабху.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Не существует никакого такого прибора или измерителя, который определял бы достоинство человека. Поставить его [испытуемого] на этот прибор и, если стрелка показывает на этом уровне, тогда он может готовить, если на этом, то не может. Такого нет, не бывает. Просто это его служение Гурудеву. Мы принимаем это, и мы все очень счастливы.

#00:09:18#

Это настроение исходит от нашего Парам Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа. Спустя некоторое время его поваром стал Шрила Гурудев, Шрила Гурудев был его поваром на протяжении двенадцати лет. Но до того, как пришел наш Гурудев, другие люди готовили для Шрилы Шридхара Махараджа. И когда обязанности у Шрилы Гурудева стали столь велики, что он не мог более готовить лично для Шрилы Шридхара Махараджа, другие преданные готовили для него. Более того, он даже принимал вещи, приготовленные западными преданными. Поэтому несомненно, что это ни в каком случае неправда — [то,] что он готовил только сам для себя.

#00:10:34#

Есть другая история, совершенно не связанная [с описываемым], как один преданный (другой преданный) опасался, что, может быть, его отравят. И тогда он принял прасад, но принял прасад только из рук нашего Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Парам Гуру Махараджа.

#00:10:55#

У нас может быть множество заблуждений. Но вайшнавы всегда думают: «Другие преданные выше меня». Поскольку я сам нахожусь на очень низком уровне сознания Кришны, то я большую часть времени думаю, что я самый лучший. Но по мере того, как я буду обретать сознание Кришны, я буду видеть подлинным образом, что на самом деле другие преданные выше меня. Более того, вайшнав в состоянии «переварить» все что угодно. Гурудев принимает вещи даже из моих рук. Не существует никакого устройства, механизма, который мог бы показать разницу в уровнях сознания между моим уровнем сознания и его уровнем сознания. И когда он принимает что-то от меня, то при этом его сознание ни в коем случае не деградирует, но напротив — мое сознание от этого возвышается. Прахлада Махарадж объясняет это для нас.

#00:12:37#

…тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣[3]

Он говорил: «Все, что вы делаете, подобно тому, как если вы украшаете себя, то ваше отражение в зеркале так же естественным образом [изменяется]». Подобным образом, когда мы предлагаем что-то Гурудеву, на самом деле мы обретаем благо от этого подношения. А когда некий человек, находящийся на более низком уровне сознания, пытается искусственным образом занять положение Гуру, тогда этот человек в большой опасности. История доказывала это много-много раз. Но сознание настоящего, подлинного вайшнава, на его сознание не так легко повлиять.

#00:13:57#

…тава ма̄йа̄м̇ джайема хи[4]

Они принимали все, что приходило к ним от других вайшнавов. И, например, об этом говорит Уддхава. Он говорит Кришне: «Я преодолею эту майю, Твою майю, принимая то, что связано с Тобой».

#00:14:21#

дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ
бхун̇кте бходжайате чаива…[5]

Шрила Рупа Госвами также говорит об этих шести началах. Он говорит: «Дарить что-либо, принимать что-либо, слушать о сознании Кришны, говорить о нем, принимать прасадам, угощать прасадом — таковы естественные формы взаимодействия между нами».

#00:15:18#

Поэтому если какой-то человек по указанию Шрилы Гурудева и по указанию его представителя пытается служить нам и предлагает нам что-то, то мы счастливо, с радостью принимаем это, не испытывая никаких опасений.

#00:15:56#

У меня был один друг — он был весьма упитанным человеком, и у него была такая фишка в эзотерическом стиле, в стиле нью-эйджа, — у него был с собой особый маятник и каждый раз, когда он сидел перед едой и думал, есть ему эту еду или отказаться от добавки, или еще взять, он всегда брал этот маятник: если он качался в одну сторону, то он еще ел, если нет, то отказывался. И, разумеется, всегда качалось так, что нужно есть еще. [Смех.]

#00:16:36#

У меня нет такого маятника преданности, который можно было бы повесить над едой, и он показал бы: «О, сознание повара было не очень правильным». [Смех.] На самом деле, когда мы готовим, наше настроение должно быть таким: «Мое сознание не соответствует должному уровню, но я молюсь, чтобы вайшнав принял это подношение». На самом деле это очень хороший вопрос и это очень хорошая тема для обсуждения. К сожалению, сейчас время уже позднее, но я думаю, что нам следует еще обсудить эту тему позже, когда у нас будет время. Есть множество моментов, связанных с этой темой.

#00:17:49#

Если мы учитываем, понимаем свое собственное положение, тогда мы сможем продвигаться вперед правильным образом. Оба ваших вопроса, вас двоих, были связаны с этой темой — с тем, каково должно быть наше правильное положение, понимание своего положения. Поэтому это очень хорошие вопросы.

#00:18:29#

Например, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе то, как мы воспеваем джапу, повторяем джапу, отличается от того, как принято повторять джапу в других организациях. Потому что я понимаю, что своим воспеванием Святого Имени, если кто-то другой услышит, как я повторяю Харе Кришна мантру, [я только побеспокою других,] никто не сумеет очиститься или обрести благо, или что-то еще. В противном случае, если бы мое воспевание Святого Имени было бы столь чудодейственно, тогда бы я прежде всего, благодаря этому, освободил себя, сам обрел бы освобождение. Поэтому, когда я повторяю, то я стараюсь не беспокоить других, потому что я знаю, что не только другие не обретут освобождения от слушания моего воспевания, но более того, это может принести беспокойства, затруднения другим вайшнавам. Поэтому я стараюсь не беспокоить. Если в результате того, что я воспеваю, другой вайшнав был только обеспокоен, то какой смысл в таком воспевании? Каким образом я сумею удовлетворить Кришну, если я своим воспеванием только побеспокоил вайшнава? Извините, что я столь многие темы стал затрагивать в связи с этим вопросом, но на самом деле ваш вопрос затрагивает столь много разных важных тем.

#00:20:34#

Враджа Кишор Прабху: [Неразборчиво.] Когда у нас возникают трудности на духовном пути, нам Гурудев… У нас есть старшие преданные, к которым мы с этими проблемами обращаемся. Мне интересно… ну, например Шруташрава Прабху — если у него возникают какие-то сомнения, может ли он обратиться к Гурудеву и поделиться своими сомнениями на духовном пути? Можно ли с Гуру делиться своими трудностями?

#00:21:46#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Иногда это уместно. Иногда я делюсь с Гурудевом чем-то, но, как правило, в большинстве случаев я этого не делаю. Я не хочу беспокоить Гурудева. Иногда, когда приходит какой-то вопрос, я спрашиваю Гурудева. Или если у меня возникают сомнения о чем-то услышанном. Что-то в этом роде. Но по большей части я стараюсь не беспокоить Гурудева, и именно по этой причине Гурудеву нравится, когда я рядом. У меня есть друзья (я не хочу обидеть их этим сравнением), которые более близки мне по [духовному] уровню. В большей степени я обсуждаю подобные вещи с ними.

#00:23:04#

Но ты можешь обсуждать свои вопросы и сомнения со Шрилой Гурудевом, ведь ты его ученик, это твое право. И это правда. Если при этом в этом обсуждении не будет присутствовать аспект вайшнава-нинды [оскорбления вайшнава], то ты можешь обсуждать это с Гурудевом.

#00:23:30#

Я допустил ошибку в своих обсуждениях со Шрилой Гурудевом, потому что я совершил при этом вайшнава-нинду. Именно в том конкретном случае он не особенно ругал меня. Но в следующий раз, когда я спросил Гурудева: «Гурудев, а можно я вам задам вопрос?», он сказал: «Только при условии, что ты не будешь говорить что-либо дурного о вайшнавах». Я был очень разочарован в себе, огорчен собою, что Гурудев сказал мне подобное. А в другом случае, когда я спросил у Гурудева: «Гурудев, а можно я спрошу вас о чем-то?», он сказал: «Да, при условии, что ты не будешь мне приказывать, что это не будет приказом». [Смеется.] Разумеется, и в миллионах жизней я не сумею давать какие-либо указания Гурудеву, но очевидно, что, должно быть, он услышал что-то в моем тоне, что-то было в моем тоне, раз он сделал мне такое замечание. Но если у нас должный тон, интонация и отсутствует вайшнава-нинда, то, да, разумеется, мы можем спросить Гурудева.

#00:25:32#

И он счастлив этому — это не то, что это некая формальность или обуза для него. На самом деле иногда это наша обязанность — задавать вопросы Гурудеву, и он счастливо отвечает на них. Нет никаких правил: «Вот, у тебя есть право задавать вопросы Гурудеву, у тебя нет, у тебя есть, а у тебя нет». Гурудев невероятно открыт. В любое время, когда ты в Индию к нему приезжаешь, то ты видишь, что его двери всегда открыты, любой может к нему прийти. Ты можешь к нему прийти, и слуга Гурудева скажет ему: «Враджа Кишор Прабху пришел к вам». Гурудев скажет: «Да, конечно, пусть заходит». Это правда. [Махарадж сказал последние слова по-русски. Смех.]

#00:26:50#

А еще сильнее [это подействует], если Авадхут Махарадж в это время будет там, и Авадхут Махарадж скажет Гурудеву: «О, Враджа Кишор Прабху здесь. Он хочет спросить вас о чем-то, Гурудев». Тогда Гурудев с радостью согласится: «Да, конечно». И даже если там нет Авадхута Махараджа, но кто-то из близких слуг Гурудева, таких как Ранджит Прабху, Гопал Прабху, Ротан Прабху скажет ему: «О, Гурудев, здесь один русский преданный к вам пришел». Если только он скажет это волшебное слово «русский преданный», то Гурудев обязательно ответит: «Да». Это правда.

#00:27:37#

Если они скажут: «Вот один индийский преданный», тогда Гурудев может сказать: «Нет». Но если он скажет: «Русский преданный» (в сознании Гурудева нет разницы — русский преданный, украинский преданный — любой, кто из этого региона в целом), [тогда Гурудев согласится принять его]. Пожалуйста, не сочтите оскорблением, дорогие украинцы, но Гурудев считает украинцев, таджиков и всех остальных русскими. [Смех.]

#00:28:15#

Враджа Кишор Прабху: А если Авадхут Махарадж захочет что-то спросить, кто его приведет?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Никто. Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву что угодно и когда угодно, даже если другие люди будут недовольны этим, но благодаря своей связи, благодаря своему служению у Авадхута Махараджа есть такая особая связь со Шрилой Гурудевом. Поскольку Шрипад Авадхут Махарадж обладает удивительным сердцем, и он совершает удивительное служение, то по этим причинам он может сказать Гурудеву что угодно, когда угодно. Какие-то сумасшедшие вещи — все что угодно, это неважно. На самом деле неважно.

#00:29:28#

Несколько лет назад я был с одним своим другом в Джаганнатха Пури, там был Гурудев, и этот мой друг сказал Гурудеву какие-то вещи, и Гурудев был недоволен, отчитал его, в какой-то степени отчитал его за это. А затем пришел Авадхут Махарадж (в то время он еще не был Авадхутом Махараджем, тогда он был Джаганнатхой Валлабхой Прабху), и он стал говорить какие-то совсем несусветные вещи, но Гурудев в ответ только улыбался и радостно и счастливо отвечал ему. Тот мой друг, которого Гурудев до этого отчитал за меньшие [по несообразности] вещи, был очень недоволен этим.

#00:30:27#

Он говорил: «Как так, что я сказал Гурудеву в общем-то простые вещи, и он рассердился, а этот парень несет полный бред и Гурудев только улыбается?» [Смеется.] Авадхут Махарадж мог сказать Гурудеву, например, что-то вроде: «Гурудев, мы были в Пури, и там люди говорили вот это и вот это. Это фигня полная или как?» [Смеется.] Авадхут Махарадж любил ходить с бородой, и тогда, когда он приехал в Пури, он приехал к Гурудеву побритым наголо, но борода у него осталась, — он выглядел как борец. [Смех. Говорит измененным голосом.] «Гурудев, там люди говорят вот это. Это фигня полная или как?» [Смех.] Но Гурудев только улыбался ему. Поэтому Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву все что угодно, когда угодно.

#00:31:55#

Опять же, несколько лет назад Авадхут Махарадж принес Гурудеву одно лекарство, и он сказал ему: «Гурудев, когда это лекарство принимаешь, нужно обязательно повторять Харе Кришна таким образом: „Харе Кришна, Харе Кришна“». И Гурудев принял из его рук это лекарство и стал принимать его, и стал повторять по наставлению Авадхута Махараджа Харе Кришна. [Смех.] Однажды, я помню, на Автозаводской, здесь в Москве, была небольшая записывающая аудио-студия, и мы записывали ответы на определенные вопросы. Однажды я дал определенный ответ и Авадхут Махарадж сказал: «Нет, мне не нравится этот ответ. Лучше ответить на это по-другому. Лучше ответь вот так, вот так и вот так». Я сказал ему: «Слушай, да ты что? Если ты будешь говорить, как ответить на вопросы, то сам и отвечай. Зачем меня тогда спрашиваешь?»

#00:33:23#

А затем, несколько месяцев спустя, Шрила Гурудев был здесь, в Москве, в «Джаганнат-экспрессе», и Гурудев на самом деле чувствовал себя не очень хорошо, он в то время болел. Авадхут Махарадж сказал: «Здесь пришел журналист с телестанции, хочет взять интервью у вас, Гурудев. И, Гурудев, значит так — сначала скажите вот так, затем скажите вот это, затем вот это, затем вот это».

#00:33:59#

Я сейчас, может быть, не помню, что именно он просил сказать и в каком порядке, ну что-то вроде: «Гурудев, скажите ему, что вы Гуру из Индии, вы приехали в Россию, вы приехали благословить русских людей». И Гурудев сказал этой телекомпании в точности то, что ему говорил Авадхут Махарадж, в точности в том же порядке. Гурудев не глупец и люди не руководят, не управляют Гурудевом. Просто речь идет о том, что Гурудев испытывает настолько великую веру, уверенность в Авадхуте Махарадже. Если что-либо касается России, какой-либо вопрос касается России, то мнение Авадхута Махараджа для Гурудева является окончательным.

#00:35:03#

Например, лично я… Но, пожалуйста, не воспринимайте это как оскорбление. Я не считаю, что Шрипад Авадхут Махарадж является лучшим переводчиком. [Смеется.] Но Гурудев, тем не менее, не любит давать лекции в России, если Авадхут Махарадж не переводит его. Поэтому Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву что угодно, когда угодно, когда ему это нужно. Ему нет необходимости, чтобы кто-либо представлял его Гурудеву или привел его к Гурудеву.

#00:35:55#

В январе, когда Авадхут Махарадж был в Индии, я тоже в это время был там, Гурудев говорил об Авадхуте Махарадже самые удивительные, поразительные вещи, которые я когда-либо слышал, чтобы Гурудев говорил о каком-либо живом существе. И на то есть своя причина. Этот парень [Авадхут Махарадж] был вполне счастлив в своей жизни в Нью-Йорке. Когда Авадхут Махарадж еще в прежней жизни жил в Нью-Йорке, он был вполне счастлив. У него было свое дело, у него была своя мечта — у него было все что угодно. Но Гурудев сказал ему: «Пожалуйста, отправляйся в Россию и открой там нашу миссию». И вы видите, к чему это привело, где мы сейчас.

#00:37:07#

Поэтому, как у учеников, у нас также есть право спрашивать Гурудева. Но когда я хочу поделиться определенными вещами более низкого уровня (это естественно, поскольку что я сам нахожусь на более низком уровне), то я обычно делюсь этим со своими друзьями, которые находятся на близком мне уровне. Но если мы искренние искатели, то в независимости от того, формально мы являемся учениками Гурудева или нет, нам следует задавать ему вопросы. И на самом деле Гурудеву это нравится.

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



1  Э-рӯпа а̄роти брахма̄ ш́амбху агочара / гоура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра — «Такое арати не могут увидеть Господь Брахма и Господь Шамбху, таким совершенством обладают лишь благословленные преданные Шри Гауры» (Шрила Шридхар Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 11).

2  Кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха / атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха — «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

3  Наива̄тманах̣ прабхур айам̇ ниджа-ла̄бха-пӯрн̣о, ма̄нам̇ джана̄д авидуш̣ах̣ карун̣о вр̣н̣ӣте / йад йадж джано бхагавате видадхӣта ма̄нам̇, тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣ — «Верховный Господь, Личность Бога, всегда полностью удовлетворен. Когда преданные подносят что-либо Господу, эти подношения по Его милости совершаются на благо самих же преданных, ибо Господь не нуждается в том, чтобы Ему служили. Так, если человек украшает свое лицо, отражение его лица в зеркале тоже становится украшенным» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.11).

4  Твайопабхукта-сраг-гандха-, ва̄со-’лан̇ка̄ра-чарчита̄х̣ / уччхиш̣т̣а-бходжино да̄са̄с, тава ма̄йа̄м̇ джайема хи — [Уддхава сказал:] «Мой дорогой Господь, гирлянды, благовония, одежды, украшения и все остальное, что было поднесено Тебе, потом могут брать Твои слуги. Пользуясь этими вещами и питаясь остатками пищи с Твоего стола, мы обретаем способность одолеть влияние иллюзорной энергии» («Шримад-Бхагаватам», 11.6.46; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.237).

5  Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).




←  «Закон кармы. История Валмики». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж и Индубала Деви Даси. Фрагмент фильма «Карма» ·• Архив новостей •· «Шри Говардхан-пуджа» (часть 4). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.6 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гаура-пурнима
(часть 2)

(21 марта 2008 года. Москва, Кисельный)


дева-сабха̄ карена милийа̄ ш́иш́у-ган̣е
пр̣тхивӣра рӯпе кеха каре ниведане

табе пр̣тхвӣ лаийа̄ сабе надӣ-тӣре йа̄йа
ш́иш́у-ган̣а мели’ стути каре ӯрдхвара̄йа

кона ш́иш́у лука̄ийа̄ ӯрдхва кари’ боле
«джанмиба̄н̇а гийа̄ а̄ми матхура̄-гокуле»

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 9.15–17)

«Однажды Нитай и Его друзья изображали собрание богов, а один из мальчиков в роли Матери Земли возносил им молитвы. Затем все они отправились на берег реки и стали молиться. Один из мальчиков, спрятавшись, громко произнес: „Скоро Я явлюсь в Матхуре, Гокуле“».

#00:00:54#

И все правы. [Смеется.] Все были правы в своих мнениях. Так же, как иногда говорится, что у разных людей могут быть разные мнения о Шри Чайтанье Махапрабху: кто-то говорит о Нем, что Он воплощение Кришны, кто-то говорит о Нем, что Он воплощение Вишну. На самом деле все они правы.

#00:01:35#

Мне, может быть, сложно «переварить» подобные вещи: «Нет, я хочу понять, что вот этот человек не прав, вот этот человек, вот этот человек не правы». Но настроение вайшнавов совершенно не таково. Не бывает правильного, неправильного, «хорошо», «плохо». В вайшнавизме нет черного, белого. В вайшнавизме нет такого подхода.

#00:02:09#

[Диалог на английском. Уточняют, какая программа будет и во сколько.]

Преданный: В шесть часов арати, лекция, потом пуджа Гауранге, киртан и пир.

Шрипад Вайшнав Махарадж: А какая пуджа Гауранге?

Преданный: Пушпа. Все преданные подходят к изображению Гауранги и предлагают Ему пушпу.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Так или иначе, посмотрим.

#00:03:30#

Вопрос: Можете объяснить, что такое сахаджия?

#00:03:39#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это происходит от термина «сахадж», что означает «легкий», «легко». Когда мы думаем, что мы обрели что-то существенное так легко, так незатруднительно, то это не может соответствовать истине.

#00:04:45#

Каждый вечер мы поем это арати, в котором содержится концепция Шрилы Гуру Махараджа, и там есть такие слова: э-рӯпа а̄роти брахма̄ ш́амбху агочара[1] — «Даже Господь Брахма, глава нашей сампрадаи, и даже Господь Шива, который является одним из величайших вайшнавов, даже они не могут обрести доступ к этой концепции, даже они не могут постичь этого». Так как же мы тогда смеем думать, что мы уже достигли глубокого понимания, что мы уже можем кататься по полу [от переполняющих нас духовных чувств] или что мы обрели глубокое понимание.

#00:05:34#

Когда мы думаем, что мы более продвинуты, чем мы есть на самом деле, и когда мы даем другим понять, показываем перед другими, что мы более продвинуты, чем мы есть, то это является разновидностью сахаджии. Разумеется, есть разные виды сахаджии. Есть грубые и легко заметные, очевидные формы сахаджии — когда люди катаются по земле, плачут или когда мужчины одеваются в женские сари и так далее. Итак, в двух словах: когда это [обретение подлинно духовного] становится слишком легко — это сахаджия.

#00:06:32#

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха…[2]

Мы были в материальном существовании на протяжении бессчетного числа жизней. Сказано, что невозможно даже сосчитать, сколь долго мы находились здесь. Так как же мы тогда надеемся, что мы за несколько недель, за короткое время сумеем обрести Кришну? И даже если бы мы на самом деле обрели это, то мы бы никогда этого не показали. Я ответил на ваш вопрос? [Неразборчиво.]

Ашутош Кришна Прабху: Что? Ответить или спросить? Спросить?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Время еще есть на ответы? [Из зала неразборчиво.]

#00:07:38#

Вопрос: Хотела спросить. Шридхар Махарадж готовил себе пищу сам, не доверял никому…

Шрипад Вайшнав Махарадж: Кто это сказал?

Спросившая: Ну, где-то в писаниях…

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, это неправда.

Спросившая: Он боялся за свой уровень сознания.

#00:08:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Его уровень сознания был в полной безопасности. И он принимал прасад из рук вайшнавов. Потому что такова вся наша практика. У нас сейчас, например, повар… Кто сейчас готовит? Есть [ли кто-нибудь] из кухонной команды здесь?

Рам Рай Прабху: Банкин Чанд Прабху.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Не существует никакого такого прибора или измерителя, который определял бы достоинство человека. Поставить его [испытуемого] на этот прибор и, если стрелка показывает на этом уровне, тогда он может готовить, если на этом, то не может. Такого нет, не бывает. Просто это его служение Гурудеву. Мы принимаем это, и мы все очень счастливы.

#00:09:18#

Это настроение исходит от нашего Парам Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа. Спустя некоторое время его поваром стал Шрила Гурудев, Шрила Гурудев был его поваром на протяжении двенадцати лет. Но до того, как пришел наш Гурудев, другие люди готовили для Шрилы Шридхара Махараджа. И когда обязанности у Шрилы Гурудева стали столь велики, что он не мог более готовить лично для Шрилы Шридхара Махараджа, другие преданные готовили для него. Более того, он даже принимал вещи, приготовленные западными преданными. Поэтому несомненно, что это ни в каком случае неправда — [то,] что он готовил только сам для себя.

#00:10:34#

Есть другая история, совершенно не связанная [с описываемым], как один преданный (другой преданный) опасался, что, может быть, его отравят. И тогда он принял прасад, но принял прасад только из рук нашего Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Парам Гуру Махараджа.

#00:10:55#

У нас может быть множество заблуждений. Но вайшнавы всегда думают: «Другие преданные выше меня». Поскольку я сам нахожусь на очень низком уровне сознания Кришны, то я большую часть времени думаю, что я самый лучший. Но по мере того, как я буду обретать сознание Кришны, я буду видеть подлинным образом, что на самом деле другие преданные выше меня. Более того, вайшнав в состоянии «переварить» все что угодно. Гурудев принимает вещи даже из моих рук. Не существует никакого устройства, механизма, который мог бы показать разницу в уровнях сознания между моим уровнем сознания и его уровнем сознания. И когда он принимает что-то от меня, то при этом его сознание ни в коем случае не деградирует, но напротив — мое сознание от этого возвышается. Прахлада Махарадж объясняет это для нас.

#00:12:37#

…тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣[3]

Он говорил: «Все, что вы делаете, подобно тому, как если вы украшаете себя, то ваше отражение в зеркале так же естественным образом [изменяется]». Подобным образом, когда мы предлагаем что-то Гурудеву, на самом деле мы обретаем благо от этого подношения. А когда некий человек, находящийся на более низком уровне сознания, пытается искусственным образом занять положение Гуру, тогда этот человек в большой опасности. История доказывала это много-много раз. Но сознание настоящего, подлинного вайшнава, на его сознание не так легко повлиять.

#00:13:57#

…тава ма̄йа̄м̇ джайема хи[4]

Они принимали все, что приходило к ним от других вайшнавов. И, например, об этом говорит Уддхава. Он говорит Кришне: «Я преодолею эту майю, Твою майю, принимая то, что связано с Тобой».

#00:14:21#

дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ
бхун̇кте бходжайате чаива…[5]

Шрила Рупа Госвами также говорит об этих шести началах. Он говорит: «Дарить что-либо, принимать что-либо, слушать о сознании Кришны, говорить о нем, принимать прасадам, угощать прасадом — таковы естественные формы взаимодействия между нами».

#00:15:18#

Поэтому если какой-то человек по указанию Шрилы Гурудева и по указанию его представителя пытается служить нам и предлагает нам что-то, то мы счастливо, с радостью принимаем это, не испытывая никаких опасений.

#00:15:56#

У меня был один друг — он был весьма упитанным человеком, и у него была такая фишка в эзотерическом стиле, в стиле нью-эйджа, — у него был с собой особый маятник и каждый раз, когда он сидел перед едой и думал, есть ему эту еду или отказаться от добавки, или еще взять, он всегда брал этот маятник: если он качался в одну сторону, то он еще ел, если нет, то отказывался. И, разумеется, всегда качалось так, что нужно есть еще. [Смех.]

#00:16:36#

У меня нет такого маятника преданности, который можно было бы повесить над едой, и он показал бы: «О, сознание повара было не очень правильным». [Смех.] На самом деле, когда мы готовим, наше настроение должно быть таким: «Мое сознание не соответствует должному уровню, но я молюсь, чтобы вайшнав принял это подношение». На самом деле это очень хороший вопрос и это очень хорошая тема для обсуждения. К сожалению, сейчас время уже позднее, но я думаю, что нам следует еще обсудить эту тему позже, когда у нас будет время. Есть множество моментов, связанных с этой темой.

#00:17:49#

Если мы учитываем, понимаем свое собственное положение, тогда мы сможем продвигаться вперед правильным образом. Оба ваших вопроса, вас двоих, были связаны с этой темой — с тем, каково должно быть наше правильное положение, понимание своего положения. Поэтому это очень хорошие вопросы.

#00:18:29#

Например, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе то, как мы воспеваем джапу, повторяем джапу, отличается от того, как принято повторять джапу в других организациях. Потому что я понимаю, что своим воспеванием Святого Имени, если кто-то другой услышит, как я повторяю Харе Кришна мантру, [я только побеспокою других,] никто не сумеет очиститься или обрести благо, или что-то еще. В противном случае, если бы мое воспевание Святого Имени было бы столь чудодейственно, тогда бы я прежде всего, благодаря этому, освободил себя, сам обрел бы освобождение. Поэтому, когда я повторяю, то я стараюсь не беспокоить других, потому что я знаю, что не только другие не обретут освобождения от слушания моего воспевания, но более того, это может принести беспокойства, затруднения другим вайшнавам. Поэтому я стараюсь не беспокоить. Если в результате того, что я воспеваю, другой вайшнав был только обеспокоен, то какой смысл в таком воспевании? Каким образом я сумею удовлетворить Кришну, если я своим воспеванием только побеспокоил вайшнава? Извините, что я столь многие темы стал затрагивать в связи с этим вопросом, но на самом деле ваш вопрос затрагивает столь много разных важных тем.

#00:20:34#

Враджа Кишор Прабху: [Неразборчиво.] Когда у нас возникают трудности на духовном пути, нам Гурудев… У нас есть старшие преданные, к которым мы с этими проблемами обращаемся. Мне интересно… ну, например Шруташрава Прабху — если у него возникают какие-то сомнения, может ли он обратиться к Гурудеву и поделиться своими сомнениями на духовном пути? Можно ли с Гуру делиться своими трудностями?

#00:21:46#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Иногда это уместно. Иногда я делюсь с Гурудевом чем-то, но, как правило, в большинстве случаев я этого не делаю. Я не хочу беспокоить Гурудева. Иногда, когда приходит какой-то вопрос, я спрашиваю Гурудева. Или если у меня возникают сомнения о чем-то услышанном. Что-то в этом роде. Но по большей части я стараюсь не беспокоить Гурудева, и именно по этой причине Гурудеву нравится, когда я рядом. У меня есть друзья (я не хочу обидеть их этим сравнением), которые более близки мне по [духовному] уровню. В большей степени я обсуждаю подобные вещи с ними.

#00:23:04#

Но ты можешь обсуждать свои вопросы и сомнения со Шрилой Гурудевом, ведь ты его ученик, это твое право. И это правда. Если при этом в этом обсуждении не будет присутствовать аспект вайшнава-нинды [оскорбления вайшнава], то ты можешь обсуждать это с Гурудевом.

#00:23:30#

Я допустил ошибку в своих обсуждениях со Шрилой Гурудевом, потому что я совершил при этом вайшнава-нинду. Именно в том конкретном случае он не особенно ругал меня. Но в следующий раз, когда я спросил Гурудева: «Гурудев, а можно я вам задам вопрос?», он сказал: «Только при условии, что ты не будешь говорить что-либо дурного о вайшнавах». Я был очень разочарован в себе, огорчен собою, что Гурудев сказал мне подобное. А в другом случае, когда я спросил у Гурудева: «Гурудев, а можно я спрошу вас о чем-то?», он сказал: «Да, при условии, что ты не будешь мне приказывать, что это не будет приказом». [Смеется.] Разумеется, и в миллионах жизней я не сумею давать какие-либо указания Гурудеву, но очевидно, что, должно быть, он услышал что-то в моем тоне, что-то было в моем тоне, раз он сделал мне такое замечание. Но если у нас должный тон, интонация и отсутствует вайшнава-нинда, то, да, разумеется, мы можем спросить Гурудева.

#00:25:32#

И он счастлив этому — это не то, что это некая формальность или обуза для него. На самом деле иногда это наша обязанность — задавать вопросы Гурудеву, и он счастливо отвечает на них. Нет никаких правил: «Вот, у тебя есть право задавать вопросы Гурудеву, у тебя нет, у тебя есть, а у тебя нет». Гурудев невероятно открыт. В любое время, когда ты в Индию к нему приезжаешь, то ты видишь, что его двери всегда открыты, любой может к нему прийти. Ты можешь к нему прийти, и слуга Гурудева скажет ему: «Враджа Кишор Прабху пришел к вам». Гурудев скажет: «Да, конечно, пусть заходит». Это правда. [Махарадж сказал последние слова по-русски. Смех.]

#00:26:50#

А еще сильнее [это подействует], если Авадхут Махарадж в это время будет там, и Авадхут Махарадж скажет Гурудеву: «О, Враджа Кишор Прабху здесь. Он хочет спросить вас о чем-то, Гурудев». Тогда Гурудев с радостью согласится: «Да, конечно». И даже если там нет Авадхута Махараджа, но кто-то из близких слуг Гурудева, таких как Ранджит Прабху, Гопал Прабху, Ротан Прабху скажет ему: «О, Гурудев, здесь один русский преданный к вам пришел». Если только он скажет это волшебное слово «русский преданный», то Гурудев обязательно ответит: «Да». Это правда.

#00:27:37#

Если они скажут: «Вот один индийский преданный», тогда Гурудев может сказать: «Нет». Но если он скажет: «Русский преданный» (в сознании Гурудева нет разницы — русский преданный, украинский преданный — любой, кто из этого региона в целом), [тогда Гурудев согласится принять его]. Пожалуйста, не сочтите оскорблением, дорогие украинцы, но Гурудев считает украинцев, таджиков и всех остальных русскими. [Смех.]

#00:28:15#

Враджа Кишор Прабху: А если Авадхут Махарадж захочет что-то спросить, кто его приведет?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Никто. Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву что угодно и когда угодно, даже если другие люди будут недовольны этим, но благодаря своей связи, благодаря своему служению у Авадхута Махараджа есть такая особая связь со Шрилой Гурудевом. Поскольку Шрипад Авадхут Махарадж обладает удивительным сердцем, и он совершает удивительное служение, то по этим причинам он может сказать Гурудеву что угодно, когда угодно. Какие-то сумасшедшие вещи — все что угодно, это неважно. На самом деле неважно.

#00:29:28#

Несколько лет назад я был с одним своим другом в Джаганнатха Пури, там был Гурудев, и этот мой друг сказал Гурудеву какие-то вещи, и Гурудев был недоволен, отчитал его, в какой-то степени отчитал его за это. А затем пришел Авадхут Махарадж (в то время он еще не был Авадхутом Махараджем, тогда он был Джаганнатхой Валлабхой Прабху), и он стал говорить какие-то совсем несусветные вещи, но Гурудев в ответ только улыбался и радостно и счастливо отвечал ему. Тот мой друг, которого Гурудев до этого отчитал за меньшие [по несообразности] вещи, был очень недоволен этим.

#00:30:27#

Он говорил: «Как так, что я сказал Гурудеву в общем-то простые вещи, и он рассердился, а этот парень несет полный бред и Гурудев только улыбается?» [Смеется.] Авадхут Махарадж мог сказать Гурудеву, например, что-то вроде: «Гурудев, мы были в Пури, и там люди говорили вот это и вот это. Это фигня полная или как?» [Смеется.] Авадхут Махарадж любил ходить с бородой, и тогда, когда он приехал в Пури, он приехал к Гурудеву побритым наголо, но борода у него осталась, — он выглядел как борец. [Смех. Говорит измененным голосом.] «Гурудев, там люди говорят вот это. Это фигня полная или как?» [Смех.] Но Гурудев только улыбался ему. Поэтому Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву все что угодно, когда угодно.

#00:31:55#

Опять же, несколько лет назад Авадхут Махарадж принес Гурудеву одно лекарство, и он сказал ему: «Гурудев, когда это лекарство принимаешь, нужно обязательно повторять Харе Кришна таким образом: „Харе Кришна, Харе Кришна“». И Гурудев принял из его рук это лекарство и стал принимать его, и стал повторять по наставлению Авадхута Махараджа Харе Кришна. [Смех.] Однажды, я помню, на Автозаводской, здесь в Москве, была небольшая записывающая аудио-студия, и мы записывали ответы на определенные вопросы. Однажды я дал определенный ответ и Авадхут Махарадж сказал: «Нет, мне не нравится этот ответ. Лучше ответить на это по-другому. Лучше ответь вот так, вот так и вот так». Я сказал ему: «Слушай, да ты что? Если ты будешь говорить, как ответить на вопросы, то сам и отвечай. Зачем меня тогда спрашиваешь?»

#00:33:23#

А затем, несколько месяцев спустя, Шрила Гурудев был здесь, в Москве, в «Джаганнат-экспрессе», и Гурудев на самом деле чувствовал себя не очень хорошо, он в то время болел. Авадхут Махарадж сказал: «Здесь пришел журналист с телестанции, хочет взять интервью у вас, Гурудев. И, Гурудев, значит так — сначала скажите вот так, затем скажите вот это, затем вот это, затем вот это».

#00:33:59#

Я сейчас, может быть, не помню, что именно он просил сказать и в каком порядке, ну что-то вроде: «Гурудев, скажите ему, что вы Гуру из Индии, вы приехали в Россию, вы приехали благословить русских людей». И Гурудев сказал этой телекомпании в точности то, что ему говорил Авадхут Махарадж, в точности в том же порядке. Гурудев не глупец и люди не руководят, не управляют Гурудевом. Просто речь идет о том, что Гурудев испытывает настолько великую веру, уверенность в Авадхуте Махарадже. Если что-либо касается России, какой-либо вопрос касается России, то мнение Авадхута Махараджа для Гурудева является окончательным.

#00:35:03#

Например, лично я… Но, пожалуйста, не воспринимайте это как оскорбление. Я не считаю, что Шрипад Авадхут Махарадж является лучшим переводчиком. [Смеется.] Но Гурудев, тем не менее, не любит давать лекции в России, если Авадхут Махарадж не переводит его. Поэтому Авадхут Махарадж может сказать Гурудеву что угодно, когда угодно, когда ему это нужно. Ему нет необходимости, чтобы кто-либо представлял его Гурудеву или привел его к Гурудеву.

#00:35:55#

В январе, когда Авадхут Махарадж был в Индии, я тоже в это время был там, Гурудев говорил об Авадхуте Махарадже самые удивительные, поразительные вещи, которые я когда-либо слышал, чтобы Гурудев говорил о каком-либо живом существе. И на то есть своя причина. Этот парень [Авадхут Махарадж] был вполне счастлив в своей жизни в Нью-Йорке. Когда Авадхут Махарадж еще в прежней жизни жил в Нью-Йорке, он был вполне счастлив. У него было свое дело, у него была своя мечта — у него было все что угодно. Но Гурудев сказал ему: «Пожалуйста, отправляйся в Россию и открой там нашу миссию». И вы видите, к чему это привело, где мы сейчас.

#00:37:07#

Поэтому, как у учеников, у нас также есть право спрашивать Гурудева. Но когда я хочу поделиться определенными вещами более низкого уровня (это естественно, поскольку что я сам нахожусь на более низком уровне), то я обычно делюсь этим со своими друзьями, которые находятся на близком мне уровне. Но если мы искренние искатели, то в независимости от того, формально мы являемся учениками Гурудева или нет, нам следует задавать ему вопросы. И на самом деле Гурудеву это нравится.

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



[1] Э-рӯпа а̄роти брахма̄ ш́амбху агочара / гоура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра — «Такое арати не могут увидеть Господь Брахма и Господь Шамбху, таким совершенством обладают лишь благословленные преданные Шри Гауры» (Шрила Шридхар Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 11).

[2] Кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха / атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха — «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

[3] Наива̄тманах̣ прабхур айам̇ ниджа-ла̄бха-пӯрн̣о, ма̄нам̇ джана̄д авидуш̣ах̣ карун̣о вр̣н̣ӣте / йад йадж джано бхагавате видадхӣта ма̄нам̇, тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣ — «Верховный Господь, Личность Бога, всегда полностью удовлетворен. Когда преданные подносят что-либо Господу, эти подношения по Его милости совершаются на благо самих же преданных, ибо Господь не нуждается в том, чтобы Ему служили. Так, если человек украшает свое лицо, отражение его лица в зеркале тоже становится украшенным» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.11).

[4] Твайопабхукта-сраг-гандха-, ва̄со-’лан̇ка̄ра-чарчита̄х̣ / уччхиш̣т̣а-бходжино да̄са̄с, тава ма̄йа̄м̇ джайема хи — [Уддхава сказал:] «Мой дорогой Господь, гирлянды, благовония, одежды, украшения и все остальное, что было поднесено Тебе, потом могут брать Твои слуги. Пользуясь этими вещами и питаясь остатками пищи с Твоего стола, мы обретаем способность одолеть влияние иллюзорной энергии» («Шримад-Бхагаватам», 11.6.46; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.237).

[5] Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования