«Варнашрама-дхарма в Кали-югу». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 июля 2008 года | Москва, Кисельный | Фестиваль «Ведалайф»



скачать (формат MP4, 24.48M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Варнашрама-дхарма в Кали-югу

(20 июля 2008 года, Москва, Кисельный, фестиваль «Ведалайф»)

 

#00:00:29#

В обществе, построенном на основе ведических концепций, на основе духовных взглядов, даже внешние обязанности человека, даже внешняя структура общества создана таким образом, что человек, просто проживая свою жизнь согласно обычным законам общества, двигается в сторону раскрытия внутреннего, духовного потенциала.

#00:00:55#

Известна система, которая называется варнашрама-дхармой. Эта система социальных слоев. И сейчас в нынешнем обществе эту систему чаще всего называют системой каст. Хотя правильнее сказать, что изначальная система деградировала и сейчас она известна лишь только как кастовая система.

#00:01:23#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣…[1]

#00:01:43#

Кришна говорит в Бхагавад-гите, что эта система варнашрамы — это система подразделения на четыре варны (общественных или социальных слоя) и на четыре различных ашрама (или [духовных] этапа жизни). «Эта система порождена Мною самим», — говорит Он. И далее Он называет два критерия, согласно которым происходит подразделение на разные категории: гуна и карма. То есть качества человека, его квалификация [гуна] и его карма, в данном контексте склонности.

#00:02:39#

Итак, существуют четыре социальных слоя: это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. То есть класс интеллектуальных деятелей, если угодно, некто вроде священников [брахманы]. Далее класс военных людей и администраторов [кшатрии]. Третий класс — это категория предпринимателей [вайшьи] и, наконец, четвертый — рабочие [шудры].

#00:03:36#

Однако изначальная система вовсе не заключалась в том, чтобы человек от рождения был предопределен к одной определенной категории, но, напротив, идея была в том, чтобы, согласно качествам человека, в зависимости от его склонностей, естественным образом он начинал вести себя в соответствии с одной из этих четырех категорий.

#00:04:03#

Если привести метафору, сравнение, то эта система подобна человеческому организму, который можно подразделить в общих чертах на голову, руки, живот и ноги, где голова дает указания, руки защищают, живот поддерживает, кормит, а ноги перемещают, двигают.

#00:04:37#

Но сейчас мы живем в Кали-югу. Качества, способности людей во время этого века ослабевают, гаснут. Эта система [варнашрама-дхарма] сейчас не представлена даже в современной Индии. Даже Индия не живет по варнашраме.

#00:05:27#

В писаниях можно найти слова, где утверждается, что в Кали-югу, то есть в эпоху, в которую мы с вами сейчас живем от рождения, все не обладают должными качествами, должной квалификацией, то есть, по сути, являются шудрами.

#00:05:43#

И само слово «шудра» очень интересно. Одно из значений этого слова на санскрите — «скорбящий». «Скорбящий о чем?», — задавал вопрос Гуру Махарадж. В чем причина его скорби? Идея в том, что тот, кто считает этот мир всем, что существует, считает, что нет ничего помимо этого мира, тот будет вынужден скорбеть. То есть те, кто считает, что этот объективный мир, объективная реальность, что окружает нас, — единственное, что существует, такой человек будет вынужден скорбеть.

#00:06:43#

Поэтому сва-дхарма в ее подлинном смысле — это то, что направляет нас в сторону внутренней культуры развития нашего внутреннего мира, в сторону субъективного мира. Речь идет о развитии духовного аспекта.

#00:07:12#

Идея постепенного духовного развития, когда человек проходит через различные стадии общества варнашрамы, через различные социальные классы, была отвергнута Махапрабху. Идея, которую принял Махапрабху взамен этой, была принесена из «Шримад-Бхагаватам», которую также называют маха-пураной.

#00:07:44#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир,
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м[2]

#00:08:08#

В этом стихе сказано, что совершенно неважно, в каком положении сейчас вы находитесь. Поскольку в эту эпоху не может быть и речи, чтобы кто-то был квалифицированным достойным брамином, согласно древним ведическим стандартам. Или даже кшатрием или вайшьей, или даже шудрой. Что уж тогда говорить о всем западном мире, если все представители западного мира, согласно кастовым воззрениям, являются отщепенцами, теми, кто вообще за пределами кастовой системы?! Поэтому совет этого писания состоит в том, что совершенно неважно, какое положение вы занимаете с общественной точки зрения, с точки зрения рода ваших занятий, с точки зрения вашего образования.

#00:09:27#

Но сказано, что в каком бы положении вы ни находились, начните процесс слушания [о духовном], начните прислушиваться к тем, кто осознал себя. Начните слушать самоосознавшие себя души. И когда мы начинаем ценить ту мудрость, что мы слышим от осознавших себя мудрецов, это является началом нашего духовного пути. В процессе этого слушания мы пробуждаемся к иной перспективе нашего «я». Мы пробуждаемся к альтернативному представлению о потенциале нашего «я». А именно мы приходим к идее, что мы можем не стремиться, чтобы реализовать себя в объективном, внешнем мире, но [стремимся реализовать себя] в субъективном мире, в духовном мире. То есть нас интересует не «коробка» — а ее содержимое; не внешность — но суть.

#00:11:05#

Слушая осознавшие себя души, мы постепенно можем осознать себя, осознать свое положение, изменить свое положение в относительных обстоятельствах. Можем понять, как поступать, чтобы продвигаться в духовном плане там, где мы находимся.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇, гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ / тасйа карта̄рам апи ма̄м̇, виддхй акарта̄рам авйайам — «Разделив людей по их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех варн (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

2  «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).




←  «Вера. Искренность. Терпение». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 24 апреля 2008 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Приезд Данди Махараджа и преданных в Великий Новгород. 6 января 2019 года  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 28.4 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Варнашрама-дхарма в Кали-югу

(20 июля 2008 года, Москва, Кисельный, фестиваль «Ведалайф»)

 

#00:00:29#

В обществе, построенном на основе ведических концепций, на основе духовных взглядов, даже внешние обязанности человека, даже внешняя структура общества создана таким образом, что человек, просто проживая свою жизнь согласно обычным законам общества, двигается в сторону раскрытия внутреннего, духовного потенциала.

#00:00:55#

Известна система, которая называется варнашрама-дхармой. Эта система социальных слоев. И сейчас в нынешнем обществе эту систему чаще всего называют системой каст. Хотя правильнее сказать, что изначальная система деградировала и сейчас она известна лишь только как кастовая система.

#00:01:23#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣…[1]

#00:01:43#

Кришна говорит в Бхагавад-гите, что эта система варнашрамы — это система подразделения на четыре варны (общественных или социальных слоя) и на четыре различных ашрама (или [духовных] этапа жизни). «Эта система порождена Мною самим», — говорит Он. И далее Он называет два критерия, согласно которым происходит подразделение на разные категории: гуна и карма. То есть качества человека, его квалификация [гуна] и его карма, в данном контексте склонности.

#00:02:39#

Итак, существуют четыре социальных слоя: это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. То есть класс интеллектуальных деятелей, если угодно, некто вроде священников [брахманы]. Далее класс военных людей и администраторов [кшатрии]. Третий класс — это категория предпринимателей [вайшьи] и, наконец, четвертый — рабочие [шудры].

#00:03:36#

Однако изначальная система вовсе не заключалась в том, чтобы человек от рождения был предопределен к одной определенной категории, но, напротив, идея была в том, чтобы, согласно качествам человека, в зависимости от его склонностей, естественным образом он начинал вести себя в соответствии с одной из этих четырех категорий.

#00:04:03#

Если привести метафору, сравнение, то эта система подобна человеческому организму, который можно подразделить в общих чертах на голову, руки, живот и ноги, где голова дает указания, руки защищают, живот поддерживает, кормит, а ноги перемещают, двигают.

#00:04:37#

Но сейчас мы живем в Кали-югу. Качества, способности людей во время этого века ослабевают, гаснут. Эта система [варнашрама-дхарма] сейчас не представлена даже в современной Индии. Даже Индия не живет по варнашраме.

#00:05:27#

В писаниях можно найти слова, где утверждается, что в Кали-югу, то есть в эпоху, в которую мы с вами сейчас живем от рождения, все не обладают должными качествами, должной квалификацией, то есть, по сути, являются шудрами.

#00:05:43#

И само слово «шудра» очень интересно. Одно из значений этого слова на санскрите — «скорбящий». «Скорбящий о чем?», — задавал вопрос Гуру Махарадж. В чем причина его скорби? Идея в том, что тот, кто считает этот мир всем, что существует, считает, что нет ничего помимо этого мира, тот будет вынужден скорбеть. То есть те, кто считает, что этот объективный мир, объективная реальность, что окружает нас, — единственное, что существует, такой человек будет вынужден скорбеть.

#00:06:43#

Поэтому сва-дхарма в ее подлинном смысле — это то, что направляет нас в сторону внутренней культуры развития нашего внутреннего мира, в сторону субъективного мира. Речь идет о развитии духовного аспекта.

#00:07:12#

Идея постепенного духовного развития, когда человек проходит через различные стадии общества варнашрамы, через различные социальные классы, была отвергнута Махапрабху. Идея, которую принял Махапрабху взамен этой, была принесена из «Шримад-Бхагаватам», которую также называют маха-пураной.

#00:07:44#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир,
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м[2]

#00:08:08#

В этом стихе сказано, что совершенно неважно, в каком положении сейчас вы находитесь. Поскольку в эту эпоху не может быть и речи, чтобы кто-то был квалифицированным достойным брамином, согласно древним ведическим стандартам. Или даже кшатрием или вайшьей, или даже шудрой. Что уж тогда говорить о всем западном мире, если все представители западного мира, согласно кастовым воззрениям, являются отщепенцами, теми, кто вообще за пределами кастовой системы?! Поэтому совет этого писания состоит в том, что совершенно неважно, какое положение вы занимаете с общественной точки зрения, с точки зрения рода ваших занятий, с точки зрения вашего образования.

#00:09:27#

Но сказано, что в каком бы положении вы ни находились, начните процесс слушания [о духовном], начните прислушиваться к тем, кто осознал себя. Начните слушать самоосознавшие себя души. И когда мы начинаем ценить ту мудрость, что мы слышим от осознавших себя мудрецов, это является началом нашего духовного пути. В процессе этого слушания мы пробуждаемся к иной перспективе нашего «я». Мы пробуждаемся к альтернативному представлению о потенциале нашего «я». А именно мы приходим к идее, что мы можем не стремиться, чтобы реализовать себя в объективном, внешнем мире, но [стремимся реализовать себя] в субъективном мире, в духовном мире. То есть нас интересует не «коробка» — а ее содержимое; не внешность — но суть.

#00:11:05#

Слушая осознавшие себя души, мы постепенно можем осознать себя, осознать свое положение, изменить свое положение в относительных обстоятельствах. Можем понять, как поступать, чтобы продвигаться в духовном плане там, где мы находимся.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇, гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ / тасйа карта̄рам апи ма̄м̇, виддхй акарта̄рам авйайам — «Разделив людей по их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех варн (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

[2] «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования