«Как ограниченное может познать Безграничное». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Апрель 2008 года. Рига, Латвия



скачать (формат MP3, 6.57M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Как ограниченное может познать Безграничное

(Апрель 2008 года. Рига, Латвия)

 

#00:00:05#

Я напоминаю, что то, о чем мы будем говорить, является Безграничным. Поэтому комбинации и вопросы могут быть также безграничны. 

#00:00:31#

Я бы хотел объяснить некоторые важные принципы, которые лежат в основе любой теистической системы, любой системы духовного мировосприятия. 

#00:00:45#

Вопрос состоит в следующем — «Как ограниченное живое существо может обладать способностью постичь Безграничное?» 

#00:01:14#

Для нас «безграничное» — это, скорее, математический термин, о котором мы узнали в школе, когда учитель, выводя на доске определенное количество нулей, говорил: «Теперь я перестану добавлять нули, а поставлю просто значок перевернутой восьмерки. Теперь вы будете понимать, что этих нулей может быть бесконечное количество». Наше восприятие ограничено. Мы можем воспринимать, но ограниченно. Мы ограничены своими чувствами. 

#00:01:59#

Наше сознание ограничено определенным представлением о количестве. После триллиона мы уже утрачиваем ощущение счета. Поэтому существуют некие знаки, некие принципы, некая система, с помощью которой мы можем об этом говорить. 

#00:02:29#

Таким образом мы можем сделать заключение: «С помощью своих ограниченных способностей ограниченные живые существа не в состоянии постичь Безграничное». 

#00:02:49#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)1 

#00:03:08#

Эта санскритская шлока говорит о том, что Безграничное невозможно постичь в нашем ограниченном состоянии. 

#00:03:29#

Таким образом, мы возвращаемся к утверждению, что Божественное — за пределами человеческого понимания. Тогда возникает вопрос: «А зачем мы здесь собрались?» Если есть что-то, что мы не в силах постичь, то зачем мы будем терять на это время? Ведь в таком случае мы подобны безумцам, которые ищут нечто, находящееся за пределами здравого смысла, некие ощущения, что за пределами наших материальных мерок, за пределами наших ограничений. 

#00:04:24#

Наш учитель, Шрила Гуру Махарадж, дал прекрасный ответ на этот вопрос. Он сказал: «Да, это правда. С помощью своих ограниченных средств восприятия ограниченное живое существо не в состоянии постичь безграничного Бога. Но, тем не менее, безграничный Господь может явить Себя ограниченному живому существу по Своей безграничной милости». 

#00:05:04#

В этом смысле мы можем развести разные точки зрения, которые где-то сходятся, а где-то расходятся, — материалистичную науку и теистическое воззрение. 

#00:05:29#

То, что я сейчас сказал, — очень важная формула, которую мы должны постичь. Итак, эта формула звучит: «Безграничное способно явить Себя ограниченному, используя Свои безграничные возможности». А это значит, что данный аргумент полностью выводит нас за пределы человеческого здравого смысла, логики, рационализма и приводит нас в другую сферу понимания. 

#00:06:16#

Но когда некий человек, который выдает себя за ученого, приходит и рассказывает нам об углеродных формах жизни, физическом вакууме и небытии, мы говорим: «О, как это мудро! Как глубоко мыслит этот умный человек!» 

#00:06:49#

А как вам такое выражение: «Источник всего должен быть прекрасен. Он должен быть источником красоты, любви и гармонии, Он должен обладать способностью обмена чувств». Как вам такое утверждение? Нравится оно вам или нет? Это непостижимо. Это непостижимо. Могу сказать, что подобное представление о божественной Личности, о божественной Реальности, было непостижимо даже для Эйнштейна. Почему? Мы говорили с самого начала: «Господь непостижим». Он непостижим, но Он не абсурден — это разные вещи. 

#00:07:46#

Единственный способ познать, узреть Непостижимого, Того, кто пребывает за рамками человеческого понимания, — это если Он сам откроет Себя. 

#00:08:21#

Не то что бы вам нужно быть особо одаренными, гениями, учеными, достигшими определенного академического уровня, чтобы проникнуть в эту глубокую тайну. 

#00:08:44#

Ребенок может предложить с любовью цветок Радхе и Кришне и таким образом заинтересовать Их. И Они смогут приоткрыть бесконечную красоту и любовь в сердце этого ребенка. 

#00:09:16#

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣

(Бхагавад-гита, 9.26)

#00:09:32# 

В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: «Если ты что-то предложишь Мне с любовью и преданностью, не сомневайся, Я обязательно приму это от тебя». Это то, к чему мы стремимся на самом деле. 

#00:09:53#

Временно мы воспринимаем себя как потребителей. Мы желаем обладать, иметь, потреблять и тем самым удовлетворить себя. Но это наша внешняя сторона. В глубине своих сердец каждый из нас мечтает отдать, посвятить себя, пожертвовать собой ради чего-то высшего. 

#00:10:27#

Мать способна понять это состояние. В природе матери заложен этот инстинкт, чувство самопожертвования, самопосвящения, отказа от личного счастья ради счастья своего чада. Это прекрасный принцип. Однако во всей своей красоте этот принцип проявлен тогда, когда чувство сердца, потенциал души направляется на Кришну и реализовывается в отношениях с Богом. 

#00:11:33#

То, о чем мы говорим, — это не просто философия. Это философия и цветы. Это то, что обладает запахом, формой, чувством, то, что можно пережить в танце, то, что можно пережить в отношениях. Это та Истина, которая открывает Себя. 

#00:12:10#

И хотя сейчас мы настолько отстранились от этой Реальности, что пребываем здесь, в мире материи, но, тем не менее, мы знаем, что у нас есть Источник, у нас есть дом, где нас ждут. 

#00:12:21#

шр̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣

(«Шветашватара-упанишад», 2.5)

#00:12:37# 

Когда Веды нисходят в этот мир, они объявляют: «Послушайте, дети нектарного океана! Вы не рождены для смерти. Смерть неестественна для вас. Вы должны вернуться туда, где смерти нет. Вы должны занять гармоничное положение там, в божественном мире, у себя дома. Там вы обретете гармонию!» 

#00:13:14#

Поэтому особая удача для нас в этом мире — обрести соприкосновение с представителями того плана бытия, которые приходят из духовного мира и дают нам возможность соприкосновения с духовной Реальностью, для того, чтобы мы смогли вернуть свою утраченную божественную природу. 

#00:13:47#

Несмотря на то, что мы простые люди — мы не в состоянии, может быть, передавать какие-то очень возвышенные истины, — это совершенно не помеха. Если Господь желает явить кому-то Себя через нас, Он будет использовать нас, какими бы несовершенными мы ни были. Поэтому здесь сегодня мы пытаемся поделиться этими мыслями с вами. 

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением».




←  Осенний отдых в Крыму. Сентябрь 2008. ·• Архив новостей •· Осенний отдых в Крыму. Сентябрь 2008. Часть вторая.  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Как ограниченное может познать Безграничное

(Апрель 2008 года. Рига, Латвия)

 

#00:00:05#

Я напоминаю, что то, о чем мы будем говорить, является Безграничным. Поэтому комбинации и вопросы могут быть также безграничны. 

#00:00:31#

Я бы хотел объяснить некоторые важные принципы, которые лежат в основе любой теистической системы, любой системы духовного мировосприятия. 

#00:00:45#

Вопрос состоит в следующем — «Как ограниченное живое существо может обладать способностью постичь Безграничное?» 

#00:01:14#

Для нас «безграничное» — это, скорее, математический термин, о котором мы узнали в школе, когда учитель, выводя на доске определенное количество нулей, говорил: «Теперь я перестану добавлять нули, а поставлю просто значок перевернутой восьмерки. Теперь вы будете понимать, что этих нулей может быть бесконечное количество». Наше восприятие ограничено. Мы можем воспринимать, но ограниченно. Мы ограничены своими чувствами. 

#00:01:59#

Наше сознание ограничено определенным представлением о количестве. После триллиона мы уже утрачиваем ощущение счета. Поэтому существуют некие знаки, некие принципы, некая система, с помощью которой мы можем об этом говорить. 

#00:02:29#

Таким образом мы можем сделать заключение: «С помощью своих ограниченных способностей ограниченные живые существа не в состоянии постичь Безграничное». 

#00:02:49#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)1 

#00:03:08#

Эта санскритская шлока говорит о том, что Безграничное невозможно постичь в нашем ограниченном состоянии. 

#00:03:29#

Таким образом, мы возвращаемся к утверждению, что Божественное — за пределами человеческого понимания. Тогда возникает вопрос: «А зачем мы здесь собрались?» Если есть что-то, что мы не в силах постичь, то зачем мы будем терять на это время? Ведь в таком случае мы подобны безумцам, которые ищут нечто, находящееся за пределами здравого смысла, некие ощущения, что за пределами наших материальных мерок, за пределами наших ограничений. 

#00:04:24#

Наш учитель, Шрила Гуру Махарадж, дал прекрасный ответ на этот вопрос. Он сказал: «Да, это правда. С помощью своих ограниченных средств восприятия ограниченное живое существо не в состоянии постичь безграничного Бога. Но, тем не менее, безграничный Господь может явить Себя ограниченному живому существу по Своей безграничной милости». 

#00:05:04#

В этом смысле мы можем развести разные точки зрения, которые где-то сходятся, а где-то расходятся, — материалистичную науку и теистическое воззрение. 

#00:05:29#

То, что я сейчас сказал, — очень важная формула, которую мы должны постичь. Итак, эта формула звучит: «Безграничное способно явить Себя ограниченному, используя Свои безграничные возможности». А это значит, что данный аргумент полностью выводит нас за пределы человеческого здравого смысла, логики, рационализма и приводит нас в другую сферу понимания. 

#00:06:16#

Но когда некий человек, который выдает себя за ученого, приходит и рассказывает нам об углеродных формах жизни, физическом вакууме и небытии, мы говорим: «О, как это мудро! Как глубоко мыслит этот умный человек!» 

#00:06:49#

А как вам такое выражение: «Источник всего должен быть прекрасен. Он должен быть источником красоты, любви и гармонии, Он должен обладать способностью обмена чувств». Как вам такое утверждение? Нравится оно вам или нет? Это непостижимо. Это непостижимо. Могу сказать, что подобное представление о божественной Личности, о божественной Реальности, было непостижимо даже для Эйнштейна. Почему? Мы говорили с самого начала: «Господь непостижим». Он непостижим, но Он не абсурден — это разные вещи. 

#00:07:46#

Единственный способ познать, узреть Непостижимого, Того, кто пребывает за рамками человеческого понимания, — это если Он сам откроет Себя. 

#00:08:21#

Не то что бы вам нужно быть особо одаренными, гениями, учеными, достигшими определенного академического уровня, чтобы проникнуть в эту глубокую тайну. 

#00:08:44#

Ребенок может предложить с любовью цветок Радхе и Кришне и таким образом заинтересовать Их. И Они смогут приоткрыть бесконечную красоту и любовь в сердце этого ребенка. 

#00:09:16#

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣

(Бхагавад-гита, 9.26)

#00:09:32# 

В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: «Если ты что-то предложишь Мне с любовью и преданностью, не сомневайся, Я обязательно приму это от тебя». Это то, к чему мы стремимся на самом деле. 

#00:09:53#

Временно мы воспринимаем себя как потребителей. Мы желаем обладать, иметь, потреблять и тем самым удовлетворить себя. Но это наша внешняя сторона. В глубине своих сердец каждый из нас мечтает отдать, посвятить себя, пожертвовать собой ради чего-то высшего. 

#00:10:27#

Мать способна понять это состояние. В природе матери заложен этот инстинкт, чувство самопожертвования, самопосвящения, отказа от личного счастья ради счастья своего чада. Это прекрасный принцип. Однако во всей своей красоте этот принцип проявлен тогда, когда чувство сердца, потенциал души направляется на Кришну и реализовывается в отношениях с Богом. 

#00:11:33#

То, о чем мы говорим, — это не просто философия. Это философия и цветы. Это то, что обладает запахом, формой, чувством, то, что можно пережить в танце, то, что можно пережить в отношениях. Это та Истина, которая открывает Себя. 

#00:12:10#

И хотя сейчас мы настолько отстранились от этой Реальности, что пребываем здесь, в мире материи, но, тем не менее, мы знаем, что у нас есть Источник, у нас есть дом, где нас ждут. 

#00:12:21#

шр̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣

(«Шветашватара-упанишад», 2.5)

#00:12:37# 

Когда Веды нисходят в этот мир, они объявляют: «Послушайте, дети нектарного океана! Вы не рождены для смерти. Смерть неестественна для вас. Вы должны вернуться туда, где смерти нет. Вы должны занять гармоничное положение там, в божественном мире, у себя дома. Там вы обретете гармонию!» 

#00:13:14#

Поэтому особая удача для нас в этом мире — обрести соприкосновение с представителями того плана бытия, которые приходят из духовного мира и дают нам возможность соприкосновения с духовной Реальностью, для того, чтобы мы смогли вернуть свою утраченную божественную природу. 

#00:13:47#

Несмотря на то, что мы простые люди — мы не в состоянии, может быть, передавать какие-то очень возвышенные истины, — это совершенно не помеха. Если Господь желает явить кому-то Себя через нас, Он будет использовать нас, какими бы несовершенными мы ни были. Поэтому здесь сегодня мы пытаемся поделиться этими мыслями с вами. 

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования