«Трансформация Вриндавана-лилы в Дварака-лиле». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 9 мая 1982 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.2 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Трансформация Вриндавана-лилы в Дварака-лиле

(9 мая 1982 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Различные проявления в сакхья-расе, ватсалья-расе, шанта-расе, дасья-расе. Его [преданного] умонастроение в каждой расе будет соответствовать умонастроению определенного слуги, сотрудничества между ними. Это явление дано нам таким образом. Очень тонкие реалии — тем не менее мы должны знать их до известной степени. Знать, что это может быть, что это возможно. Кришна един, но в то же время — йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама[1]: Яшода никогда не скажет, что ее раса неполна, несовершенна, что чего-то не хватает. Она не признает, она скажет: «Это — высочайшее». Сакхи, друзья, наслаждаются игрой, обществом Кришны, они думают: «Наши достижения высочайшие, максимальные. Это, — считают они, — высочайшее — то, что чувствуем мы, переживаем в Его обществе».

#00:01:23#

…йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама
тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле…

Но есть татастха-вичара — беспристрастное суждение, объективный анализ, относительное положение. И если мы измеряем абсолютное положение, тогда мы видим, мы находим, что есть малое и есть великое, недостаточное и достаточное. Так можно выразиться. Иногда происходит столкновение между расами, и та сторона, которая одерживает верх… Это тест, это критерий: какая сторона одерживает верх? Кто победитель, и кто побежденный? Кто-то говорит: Америка — самая могущественная страна. Кто-то говорит: Россия — самая могущественная страна. Но все становится ясным, когда происходит война, столкновение — какая сторона более велика.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол!

#00:02:47#

Градация присутствует повсюду.

Когда Хануман отправился на встречу с Кришной в Двараку, воспевая: «Джай Рам! Джай Рам!», Кришна принял образ Рамачандры и попросил Сатьябхаму принять обличье Ситы, но она не смогла. Тогда Он попросил Рукмини: «О! Прими обличье Ситы». Рукмини повиновалась, а Сатьябхама спряталась под троном. И Хануман пришел: «Джай Рам! Джай Рам!» Он увидел: да, Рамачандра здесь, Сита рядом с Ним. Он принес Ему голубые лотосы. Рукмини и Сатьябхама. Рукмини здесь показана как превосходящая Сатьябхаму. Да?

#00:03:57#

Госвами Махарадж: Я хочу знать, почему Сатьябхама не могла принять образ Ситы?

#00:04:02#

Шрила Шридхар Махарадж: Почему Сатьябхама не могла? Почему Она не стала принимать, не захотела?

#00:04:12#

Рукмини обладает особой силой, особыми способностями, она занимает особое положение, поэтому она приняла образ Ситы. А Сатьябхама подобна тени Радхарани, она обладает чертами, похожими на черты Радхарани. Можно считать, что она не способна занять положение Ситы. Можно думать так, поскольку ее природа подобна природе Радхарани. В «Лалита-мадхаве» эти явления описаны.

#00:04:50#

Радхарани в дварака-лиле трансформировалась в Сатьябхаму, Чандравали — в Рукмини, Лалита — в Джамбавати, и так далее. Так это описано. Это не изначальные личности во всей своей полноте, но их проявления — подобно тому как Кришна в Двараке [проявлен] не во всей Своей полноте. Его шакти (потенция) также аналогичного типа, аналогичной природы.

#00:05:20#

Чувство Радхарани более сентиментально, Чандравали — более разумно, но во Вриндаване чувство стоит на первом месте, обладает наибольшей ценностью. Во вриндавана-лиле не в такой степени [ценен] разум, интеллект, но речь идет о взаимодействии сердец. Не разум — разум второстепенен. Тогда как в дварака-лиле, возможно, разум занимает первостепенное положение, поэтому подобная трансформация возможна. Сатьябхама более сентиментальна (основная часть ее личности). Рукмини более трезва, более сдержанна, более рассудительна во всех отношениях. То, что в высшем измерении стоит на первом месте, в измерении более низкого порядка занимает второстепенную позицию.

Харе Кришна!

#00:06:47#

Частная жизнь и публичная жизнь. Частная жизнь выше публичной жизни. Те, кто наиболее квалифицированы помогать в публичной жизни, в частной жизни могут быть не столь эффективными, полезными.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:07:25#

Санатана Госвами привел Кришну в Матхуру, а затем вновь вернул Его во Вриндаван. Он не позволил Кришне покинуть Матхуру. В «Брихад-бхагаватамритам» показано таким образом.

#00:07:42#

Но Рупа Госвами связал вриндавана-лилу с дварака-лилой. Они трансформировались — вриндавана-лила трансформировалась в дварака-лилу. Гопи обратились в цариц Двараки. Как привести в гармонию эти противоречивые описания? Как расставить все на свои места?

#00:08:13#

Прабхупада [Шрила Сарасвати Тхакур] в ответ на этот вопрос ответил: «Адхокшаджа». Адхокшаджа. Все права закреплены за Ним [Кришной]. Это означает, что мы не можем понять абсолютно все, связанное с Ним. Если бы мы могли понять все, что Его касается, тогда как бы Он был адхокшаджей? Как бы Он был Абсолютом? Ачинтья. Он [Шрила Сарасвати Тхакур] ответил: «Адхокшаджа. Не пытайся понять своими силами все. Тогда это будет майя».

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Кинту йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).

 

← «Кришна-лила в трудах Дживы, Санатаны и Рупы Госвами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 16 июля 1982 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Призыв блага» (на русском и английском языках). Отрывок из книги «Шаранагати» с комментарием Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа «Шри Лагху-чандрика Бхашья» →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования